«Ловля лошади» Кенбаева
Поделиться:
Картина М.Кенбаева «Ловля лошади» является хрестоматийным шедевром казахской живописи ХХ века. Белый конь, взвившийся в беге-полете над ликующей в весенних красках степью в восприятии автора этой картины и, соответственно зрителя, становится символом и своеобразной персонификацией свободного духа, вольной сути природы, ее сверхмощного жизненного потенциала.
Дар поэтического воображения, поэтической гиперболы преображает динамику вольного бега скакуна в гимн свободы и воли.
К бездонному небу закинута сильная голова коня, звук победного ржания словно разносится над свободной степью. Многоголосая, дышащая чистотой степного воздуха и полынной горечью трав, степь М.Кенбаева захватывает и увлекает в свой совершенный и целостный, идеально гармоничный в своих проявлениях мир. Этот традиционный для конно-кочевой цивилизации казахов сюжет, изображенный художником на фоне родной степи, становится символом или метафорой для выражения высоких, позитивных и жизнеутверждающих идей. Главной и принципиальной идеей этой картины становится идея великолепной гармонии и неразрывного тождества – родства человека с природой.
Поиск обобщенных, символически емких сюжетов и соответствующих трактовок характерен для «Ловли лошади» и других работ этого прекрасного живописца. В них знание жизни народа перекликается с осознанием этой жизни по традицион ным, мифопоэтическим параметрам. Возвышенный, бытийный, мифотворческий настрой возникает в его живописи мощно и полноценно. Чем выше взлетало в полете поэтической гиперболизации воображение художника, чем дальше удалялись от бытового жанра его традиционные для народной жизни сюжеты, тем более глубоким и вдохновенным эмоциональным состоянием, вечными экзистенциальными идеями была пронизана его живопись.
Казахская степь, на фоне которой запечатлена летящая в порыве свободного бега белая кобылица, понимается им и как любимая родина, и как часть вечного человеческого и природного космоса. Степь – символ вносит в полотно живописца отчетливо космогонический, космографический аспект. Универсализм этой идеи подчеркивается белым цветом кобылицы, где слышится отзвук древних преданий о белых скакунах неборожденных каганов великой казахской степи.
Жанр, поданный на фоне подобной степи, воспринимается метафорой, тяготеющей к выражению абстрактных категорий. Белый конь, взвившийся в вольном беге над ликующей в красках степью, становится сущностью свободного духа, вольной сути природы, независимости, но и незащищенности ее от воли человека.
В полотне М.Кенбаева «Ловля лошади» с огромной силой поэтического воображения проявляется одна из константных кардинальных черт казахской культуры и духовной традиции. Это установка на свободу, поэтизация свободы как принципа, пронизывающего все пласты мировоззрения проявляется здесь выразительно и емко. В динамичной мажорной экспрессии «Ловли лошади» воплощается художником в обобщенно-символическом ключе цельная система мифопоэтического традиционного сознания казахов.
Поделиться: