Жамбыл Жабаев (16 (28) февраля 1846 — 22 июня 1945) — великий казахский советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Выдающийся представитель казахской народной поэзии, мастер стихотворного слова, сказитель, жырау. Родился у подножия гор Жамбыл в Жамбылской области, умер в селе Узынагаш Алматинской области; происходит из рода екей, племени шапырашты, старшего жуза. Окружение Жамбыла высоко ценило песни, кюи, искусство импровизации и сказительства. Ауэзов не зря говорил: Искусство импровизации, получившее особенное развитие в казахской народе, начиная с XIX века, повсеместно ушло в тень, но стало расцветать в Жетысу, в краях южного Казахстана. Во-первых, колонизация, охватившая другие области раньше южных, наложила свой отпечаток на традиции; окрестности Жетысу оказались в стороне от этого негативного влияния. Во-вторых, традиции искусства импровизации, издавна глубоко пустившие корни в этих краях, после XIX века получили особое развитие. Тот факт, что в этот период в Жетысу прибыл великий Абай из Арки, прибыли такие мастера импровизации, как Биржан, Шашубай, Балуан Шолак, Жалаир Тубек из Таласа, из Южного Казахстана - Майкот и Майлыкожа, Курмангазы из Атырау, - связан с их стремлением познакомиться со школой великого древнего искусства.
Талант Жамбыла, выросшего в такой колыбели искусств, стал проявляться с детства. Уже в годы юности он наполнил песнями и стихами края, где вырос; слава о нем дошла и до соседей киргизов. В эти годы молодой Жамбыл, уже бывший у всех на устах, встретился с Суюнбаем, известнейшим акыном из Жетысу; Жамбыл с большим вниманием, увлеченно слушал вдохновенное исполнение акына и получил его напутствие. Встречи с такими крупными акынами своего времени как Айкумис, Бактыбай, Сары, Сарбас, Досмаганбет, Шашубай, Куланаян, Кулманбет способствовали росту авторитета Жамбыла как акына. В дальнейшем, неоднократно состязаясь с киргизскими акынами Балыком, Тыныбеком, Калыгулом, Найманбаем, Катаганом, Арыстанбеком, Сагымбеком, он берет уроки у их искрометной поэзии, оттачивая свое мастерство. Теперь вместе с импровизацией он неделями-месяцами исполнял такие сказания и поэмы, как Көрғұлы, Шаһмардан, тем самым углубляя и развивая свой многогранный талант.
Период, когда Жамбыл начал формироваться как акын-жырау, характеризовался тем, что на народ оказывали давление с одной стороны царские колонизаторы, с другой - Кокандское ханство и местные приспешники - с третьей. С поэтической искренностью и гражданской ответственностью Жамбыл в таких песнях, как Шағым, Шабденге, Сәт сайланарда, Өстепкеде, Патша әмірі тарылды, Зілді бұйрық рисует социально-политическую жизнь народа.
Жамбыл возлагал большие надежды на исторические изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции. Его стихотворные размышления Туған елім (Родная страна), вышедшие в свет в 1936 году, а потом опубликованные на русском языке в газете Правда, прославили старого акына на всю страну.
Громкая слава и популярность в народе Жамбыла возросли, стихотворное творчество полилось бурным потоком.
Его стихи, вышедшие в период с 1936-1945 годы, превышают в объеме 13 тысяч куплетов. Он с особым воодушевлением воспевает достижения и новшества в жизни страны, победу и героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Преклонный возраст не помешал ему заново возродить такие эпические произведения, как Өтеген батыр, Сұраншы батыр.
Жамбыл - и эпический акын, и акын-импровизатор, мудрый жырши и сказитель. Как мастер искусства он способствовал формированию гражданственно-политической поэзии. Величие Жамбыла не только в его поэтическом мастерстве, но вместе с тем и в том, что он создатель нового направления в народной поэзии, мудрый вдохновитель творческого духа народных акынов. Его слова обратились в лозунги, его назвали отцом народной поэзии. Жамбыл, повернув в новое русло глубокие эпические традиции певцов-сказителей, открыв новые грани древнего казахского искусства импровизации, придал им новое содержание. Жамбыл - поэт-интернационалист, не деливший людей на расы и нации. Стихи Жамбыла - как жемчуг, раскиданный на морском дне. Гражданский долг каждого из нас собрать их и вручить народу, - сказал Сакен Сейфуллин.
Жамбыл - неиссякаемый родник поэзии, негасимый источник мудрости, непреходящая ценность. Его творчество всегда будет с народом. Произведения Жамбыла, были переведены на многие языки мира, распространились по многим странам.
Жамбыл еще при жизни стал лауреатом Государственной премии СССР, прославив и себя, и свой народ.
Образ Жамбыла нашел отражение во всех видах и жанрах казахского искусства, он стал известен как великая личность, высоко поднявший национальный дух народа.
Источник - http://kaz-lit.kz