Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился 19 сентября 1911 года в графстве Корнуолл в семье школьного преподавателя. С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно истории первобытного общества. Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы. В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери.
В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте, участвовал в качестве командира десантного корабля в операции по высадке союзников в Нормандии.
После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. К этому времени относится создание первых четырех романов, которые Голдинг не смог издать. В 1952 году он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность. В публикации романа «Незнакомцы, явившиеся изнутри» автору отказало 21 издательство. Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием «Повелитель мух» в 1954 году и быстро стало бестселлером. Вся Британия зачитывалась историей о группе школьников, очутившихся на острове во время войны. Голдинга избрали членом Королевского общества литературы.
За 40 лет литературного творчества писатель издал 12 романов. В 1955 году увидело свет любимое произведение самого Голдинга - роман «Наследники», развивший поднятую в «Повелителе мух» проблему общественного порока. Спустя год был опубликован роман «Воришка Мартин», повествующий о судьбе морского офицера, потерпевшего кораблекрушение. Все три произведения объединены идеей борьбы за выживание.
В 1959 был выпущен роман «Свободное падение», посвященный размышлениям о смысле человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки.
После успеха своих книг Голдинг оставил в 1962 году преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя литературному труду. В 1964 году вышел в свет роман «Шпиль», где автор рассуждает о цене, которую человек платит за право созидать. В 1966 году писатель был посвящен в рыцарское звание.
В течение ряда лет писатель обращается к малым формам – рассказам и новеллам, выпустив сборник «Пирамида» (1967) и «Бог-скорпион» (1971). Длительная творческая пауза завершается триумфальным возвращением Голдинга в литературу: в 1979 году была опубликована «Зримая тьма» - роман-исследование природы добра и зла и деградации человеческой личности на фоне сытого технократического общества.
Через год, в 1980 году вышел роман «Ритуал на море», удостоенный престижной премии Букера. В 1982 году был опубликован сборник «Передвижная мишень». Признанием литературного таланта Голдинга стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1983 году.
В 1984 году вышло написанное в жанре социальной комедии самое спорное произведение писателя – «Бумажные людишки», роман-исповедь о торговцах словами.
Во второй половине 1980-х годов было опубликовано два романа – «Тесное соседство» (1987) и «Пожар внизу» (1989), которые в 1991 году писатель объединил с написанным ранее «Ритуалом на море» в глубоко аллегоричную трилогию «На край света: морская трилогия». Произведение написано в форме исторической саги, действие которой происходит в XVIII веке. Корабль с пассажирами на борту представляет микромодель британского общества, являясь, по сути, символом всего человечества, движущегося в неизвестном направлении.
Последний роман «Двойной язык» писатель не успел завершить, скоропостижно скончавшись в июне 1993 года. Однако произведение, рассказывающее историю прорицательницы Пифии, было восстановлено по наброскам и опубликовано в 1995 году.
Особенности творчества
Проза У. Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.
Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: «в чем существо человеческое». Являясь непревзойденным мастером аллегории, писатель использовал жанр романа для анализа дуалистического конфликта цивилизованного «я» и темной первобытной природы человека. В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме «тьмы мира» и «тьмы сердца человеческого».
Для произведений Голдинга характерны не только философская глубина и драматизм, но и яркий, разнообразный язык метафор, пространственная ограниченность действия, моделирование различных экстремальных ситуаций.
Творчество Уильяма Голдинга, став классикой, продолжает и сегодня вызывать разноречивые оценки и отклики.