Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Авторы
Э
Эйкен Рудольф Кристоф

Эйкен Рудольф Кристоф

Немецкий философ Рудольф Кристоф Эйкен родился в маленьком городке Аурих возле голландской границы. Его отец, Аммо Баккер Эйкен, работал в почтовом ведомстве, хотя по своим наклонностям был математиком, а мать, урожденная Ида Мария Гиттерман, была хорошо образованной религиозной женщиной, дочерью священника. Раннее детство Э. было омрачено его собственной тяжелой болезнью, а также смертью отца и младшего брата. Чтобы поддержать семью материально, мать сдавала комнаты жильцам; она возлагала на сына большие надежды и, несмотря на трудности, добилась того, чтобы он получил хорошее образование.

Будучи студентом гимназии в Аурихе, Э. сначала интересовался математикой и музыкой, однако под влиянием одного из своих учителей, теолога Вильгельма Рейтера, стал изучать религию и философию. Э. был еще очень молод, когда поступил в Геттингенский университет для изучения классической философии и древней истории. В университете Э. посещал лекции философа Германа Лотце, чьи рационалистические взгляды он не разделял. Позднее, уже в Берлинском университете, Э. познакомился с последователем Аристотеля философом Адольфом Тренделенбургом. Этот великий педагог произвел на Э. огромное впечатление своим умением установить взаимосвязь между философией, историей и религией. Идеализм Тренделенбурга оказал глубокое влияние и на творчество Э.

После присвоения ему степени доктора философии в Геттингене Э. пять лет преподает в высшей школе, в 1870 г. выпускает две брошюры об Аристотеле, а еще через год получает кафедру философии в Базельском университете Его «Метод аристотелевского исследования» ("Die Methode der anstotelischen Forschung") был опубликован в 1872 г.

Спустя два года Э. становится профессором философии в Йенском университете, где преподает до 1920 г. Его книга «Фундаментальные понятия современной философской мысли» ("Die Grundbegriffe der Gegenwart", 1878), вызвавшая большой интерес в научной среде, посвящена анализу исторических корней различных философских понятий. В 1908 г. Э. переиздал эту книгу под новым названием «Основные течения современной мысли» ("Geistige Stromungen der Gegenwart") и связал историческое развитие философии со своими собственными философскими идеями В результате Э. заинтересовались светочи философской мысли во всем мире.

В изданной в 1890 г. и чрезвычайно популярной в свое время «Проблеме человеческой жизни глазами великих мыслителей» ("Die Lebensanschauungen der grossen Denker"). Э. по-прежнему интересуют проблемы современной жизни в понимании великих философов прошлого Однако начиная с 1890-х гг. Э. перестает интересоваться историей философии и начинает излагать собственные идеалистические, религиозные и этические мысли в таких трудах, как «Борьба за духовную жизнь» ("Der K-ampf um einen geistigen Lebensinhalt", 1896), «Истина религии» ("Der Wahrheitsgehalt der Religion", 1901) и «Основные черты нового миропонимания» ("Grundlinien einer neuen Lebensanschauung", 1907). Утверждая, что вечные духовные ценности лежат вне повседневной жизни, философ подчеркивает важность индивидуальных этических устремлений и призывает человечество стремиться к духовности.

В 1908 г. Э. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию». Награждение литературной премией философа стало для некоторых неожиданностью. В своей речи Харальд Нерпе, член Шведской академии, отметил в этой связи, что Альфред Нобель, учредивший литературную премию для того, чтобы отметить «выдающиеся произведения идеалистического направления», одобрил бы такой выбор. «Более тридцати лет, сказал Нерне, – профессор Э. пишет серьезные исследования в разных областях философии»

Э. прочел свою Нобелевскую лекцию «Натурализм или идеализм» через год после вручения премии Натурализм, заявил он, это «вера в связь человека с Природой». Э. утверждал, что идеализм, которого он придерживается, тоже несет в себе эту веру, однако стоит выше натурализма, ибо «поднимается над культурой, над жизнью, осознает себя в вечности».

В 1911 г. Э. прочел курс лекций в Англии, а в следующем году провел шесть месяцев в Гарвардском университете. В Соединенных Штатах философ читал лекции в Смит-колледже в Лоуэлловском институте в Бостоне и в Колумбийском университете, где Николас Мьюррэй Батлер, тогдашний президент университета, устроил банкет в честь Э. и Анри Бергсона. В этой поездке Э. также познакомился с Эндро Карнеги и Теодором Рузвельтом.

Э. собирался поехать в Японию и Китай, но внезапное начало первой мировой войны нарушило его планы. Во время войны философ осудил Англию, обвинив ее в «зверином эгоизме», и доказывал, что Германия не несет ответственности.

В 1882 г. Э. женился на Ирене Пассов, у них родились дочь и два сына. Э. умер в Йене в 1926 г.

Э. часто критиковали за то, что он не учитывал достижений современной науки, и тем не менее у философа было немало последователей; некоторые из них считали его крупнейшим мыслителем и моралистом своей эпохи. В книге «Рудольф Эйкен. Его жизнь и влияние» (1913) Мейрик Бут отмечал, что в Э. «сочетались интеллектуальная глубина, острота чувства и умение сопереживать». Й. хотя и наши дни имя Э. встречается, как правило, лишь в подстрочных примечаниях, современные философы время от времени на него ссылаются. В 1970 г., например, Уоррен Штайнкраус назвал Э. поборником «истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной благородства и достоинства». 

 Источник: noblit.ru