Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Касти (Casti) (29.08.1724, Acquapendente, Папское государство – 05.02.1803, Париж), аббат – итальянский священник, поэт-сатирик, член академии «Аркадия». Родился в Папской области, учился в духовной семинарии в Монтефьясконе, однако духовной карьере предпочёл литературную. Состоял придворным поэтом во Флоренции при герцоге Леопольде I, много путешествовал, сопровождая сына австрийского министра Кауница в поездке по Европе. В 1769 г. был представлен австрийскому императору Иосифу II, которому понравилось его остроумие, весёлый нрав и умение вести беседу. В 1778 посетил Россию и несколько лет жил при дворе Екатерины II, намереваясь стать придворным поэтом.
Однако императрица не очень любила откровенную лесть и осталась равнодушной к его примитивно выстроенным хвалебным стихам. Касти не задержался надолго в Петербурге, но многое из жизни в столице почерпнул и позднее высмеял российский двор в «Татарской поэме» («Poematartaro») и драме «Хубилай», сочинения антирусские. Вернувшись в Вену после смерти Метастазио (1782), остался при австрийском дворе и в конце концов своего добился – был удостоен звания поэта-лауреата (1790), выполнял он также и некоторые дипломатические поручения. К 1796 г. вернулся в Италию. Опубликовал стихотворные «Галантные новеллы» («Novellegalanti», 4 т., 1793; 1925), сатирическую поэму «Говорящие животные» («GliAnimaliparlanti», 1802), поэму «Три гроша» («ItreGiulj»).
Писал стихи на случай, бурлескные стихи и драматические произведения, а также оперные либретто для композиторов Антонио Сальери и Джованни Паизиелло. ► «Татарская поэма» сочетает черты классической эпопеи (12 песен в октавах, традиционный набор мотивов и персонажей героической поэмы и т. д.) и просветительского романа (приключения героя-наблюдателя как основа сюжета, политическая проблематика, сатирическая тенденциозность и т. д.). За авантюрной фабулой поэмы скрывается политический подтекст, большинство героев – карикатуры на исторических лиц. Касти изображает пребывание ирландского путешественника XII в. Томаса Скардассала в Каракоре (Петербурге), столице Монголии/Татарии (России), при Дворе Турракины или Каттуны, под которой подразумевается Екатерина II.
В поэме упомянуты или описаны также Петр I (Чингисхан), Петр III, князь Григорий Орлов (Казлукко), князь Григорий Потёмкин (Тото), Вольтер (де ла Винь) и др. Русская жизнь представлена Касти как апофеоз варварства, жестокости, невежества, рабства, замаскированных под внешним просвещением, позаимствованным у соседей. Царица не только преступница, захватившая престол в результате убийства мужа, но и одержимая страстями женщина: она окружает себя толпами бездарных, алчных и тщеславных фаворитов, творящих в стране произвол и борющихся за власть, она стремится любыми путями достичь славы и преклонения со стороны соседей и сама себя обманывает, возмечтав преобразовать страну, создав мудрое законодательство. Политика царицы безнадёжна не только из-за недостатка у нее способностей к правлению, но и потому что варварский подвластный ей народ невозможно преобразовать в обозримое время. Касти однако же признавал величие гения Петра I и благие намерения в некоторых реформах Екатерины II, но считал бессмысленной и вредной их деятельность, крайне отрицательно оценивая русский национальный характер.
Несмотря на пристрастность оценок и упрощение изображаемых фактов и характеров, поэма Касти отличается изяществом и остротой слога, содержит много метких наблюдений и суждений, что обеспечило ей успех, во многом, однако, скандальный. Касти по праву считался остроумцем и острословом, мастером шутливого и фривольного повествования, воспринимался, несмотря на должность придворного поэта, как сторонник просветительских идей. Хотя его антирусские произведения в России не переводились и не издавались, они были довольно известны и вызывали интерес в XVIII и начале XIX в. (лёгкой поэзии Касти подражал Константин Батюшков).
Источник: biograpedia.ru