Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов

Блоги

28.11.2017
2922

Домкрат

Домкрат.

Этот рассказ поймут те, кто ночевал не однажды на таёжных избушках, или постоянных  рыбачьих и охотничьих стоянках.

Мне таёжному бродяге пришлось видеть множество таких мест.

Всегда очень интересно среди  совершенства природы  увидеть небольшой кусочек человеческой деятельности. Этот оазис человеческого бытия многое может рассказать о людях бывавших здесь и оставивших о себе воспоминания в виде брошенных по ненадобности вещам.

Чего только мне не приходилось видеть на таких вот избушках. Порой, очень даже немыслимые и непонятно с какой целью принесённые сюда за много километров по тропе  продукты человеческой деятельности.

И я опять повторюсь, что только те, кто бывал в таких местах, поверят мне, потому что для здравомыслящего читателя будет непонятно зачем вдруг на солонце, где охотники скрадывают в тишине сохатого, валяется порванная русская гармошка.

А история с ней очень даже простая.

Охотники ведь очень разные бывают. Одни идут в тайгу, чтобы добыть мясо для себя.

Другим мясо диких  животных  не нужно, им подавай охоту ради охоты.

Мясо они купят, как и развлечение, связанное со стрельбой по живой цели. Но раз они платят деньги за охоту проводнику или егерю, то и требуют развлечения  соответствующего.

Правда, в тот раз развлечение обернулось трагедией. Водки было много, закуски всякой полно. Всю эту провизию два лакея очень значимого человека несли на себе почти в центр тайги, чтобы значит, тот мог «оттянуться» или отдохнуть от трудов неправедных.

Один из лакеев или телохранителей, разницы особой в названии нет, нёс на себе футляр с гармошкой, зная, что захмелевший «хозяин» будет требовать музыки  Иоганна Себастьяна Баха.

Придя на солонец, уставшие от непривычной ходьбы по тропе «охотники» упали на настил из свежего пихтового лапника.

Лоси приходят на солонец в основном ночью, и охотники решили подкрепиться. «Подкрепились» изрядно, а когда в вечерней тишине по тайге понеслась музыка Баха, исполняемая пьяным гармонистом, то тайга взволновалась.

Её биополе передало сигнал опасности всем обитателям. Всё замерло в ожидании развязки.

И она пришла в образе  раненого медведя, мозг которого сохранил обиду на людей, причинивших ему боль.

Медведь шёл на музыку Баха с желанием мести.

Из четверых охотников, убежал только «хозяин» уикенда. Двух его телохранителей и предателя тайги егеря медведь растерзал.

Он разорвал мехи гармошки, понюхал валявшийся ананас, волею судьбы попавший из тропиков в сибирскую тайгу и хромая на раненую лапу побрёл к болоту.

А порванная гармошка так и валяется с тех пор на солонце.

Когда мне было ещё двадцать лет, и я полный энтузиазма один на один входил в тайгу с уверенностью в своей силе (как глупы мы бываем  в молодости), мне пришлось ночевать  в устье таёжной речки Умангой.

Тогда там ещё стояла большая рыбачья изба, в которой останавливались все рыбаки, сплавлявшиеся по реке.

Другой раз  там собиралась большая компания на ночёвку, и тогда разговорам и рассказам не было конца.

Около избы валялась металлическая ступа, ее, когда то привезли сюда на лошади  по льду реки. Впервые я увидел, как добывалась мука в те времена.

Но история моя не о ней. В избе на стене висел портрет Сталина. Непонятно когда он появился и как он дожил до наших времён.

В рамочке под стеклом портрет висел в простенке между окнами над изрезанным ножами столом.

Закопчённые стены, грязный захламленный земляной пол (половицы уже давно нерадивые рыбаки сожгли в печке), этот портрет никак не вязался с таёжной глухоманью, которую редко кто посещал.

Уже давно прошло время репрессий и чистки, страна старалась забыть его. Страх перед личностью на портрете  как бы прошёл. Мне было семь лет, когда в далёкой Москве похоронили легендарного вождя.

Мы росли уже с сознанием того что страной управляет партия а не один наделённый сверхполномочиями человек.

Я знал по рассказам рыбаков, что у многих из них отцы пострадали, так или иначе, при правлении Сталина. У них был повод ненавидеть этого человека. Но никто из них не выбросил из избы этот портрет, занявший место традиционной русской иконы.

Однажды я ночевал в избе один. По стене время от времени  проскакивал отблеск от догорающих в печке сучьев. В этом красноватом свете глаза человека в кителе с портрета словно оживали.

Они следили за мной со стены неотвязно и с жутким пронизывающим вниманием.

В наступающей после вспышки отблеска света темноте, мне казалось, что они продолжают смотреть на меня.

От непонятного оцепенения я попытался избавиться, решив бросить этот портрет в затухающее пламя печки.

Но когда протянул к портрету руку, какая- то сила заставила остановиться, что- то вроде страха сковало мои движения.

Страх моих родителей вдруг проснулся во мне, вынырнув со дна моего сознания.

- Да чёрт с ним, пусть висит, разве я его повесил на эту стенку - подумал я о портрете и, отвернувшись  к стене, заснул на жёстких рыбацких нарах.

Через несколько лет изба сгорела, пожарище заросло крапивой, из кустов которой торчали обгоревшие чёрные останки брёвен. Почему- то мне это место стало казаться, чьей - то могилой.

Верилось, что в огне сгорело нечто ужасное и мистическое. Видимо не только я так думал, потому что люди перестали ходить рядом с пожарищем, и протоптали новую тропу, огибавшую это место.

А вот в следующей  истории о непонятных и непредсказуемо попавших вещах в тайгу  принимал участие и я.

Всё  то лето я рыбачил с моим другом Алексеем на речке Горелой, где у него стояла  уже изрядно обветшавшая избушка.

Речка Горелая очень красивая и я сразу сроднился с ней. До сих пор мне снится вкус её воды, снится её баюкающее пение на перекатах и снятся огромные тёмноспинные  харюза, которых не удержать одной рукой.

Лето в тот год было сухое, дожди не мешали рыбалке, и мы почти на каждый выходной выбирались в тайгу.

Доезжали по дороге до начинающегося огромного мохового болота, оставляли мотоцикл «Урал», на гравийной  площадке и шли тропой двенадцать километров до речки Горелой.

В тот раз, поставив мотоцикл на площадку и сняв провода с аккумулятора, Алексей увидел валяющийся, видимо кем то забытый домкрат.

- Вот полезная находка. Знаешь, мне пора подновить избушку, подниму её домкратом, подведу под низ пару венцов и будет как новая.

Я посмотрел на домкрат. Это был гидравлический с выдвигающимся штоком «десятитонник».  Весом  двенадцать килограммов.

- И ты потащишь эту железяку почти пятнадцать километров по жаре, да ещё и рюкзак килограмм десять?

- А что? Где наша не пропадала. Не перевелись ещё богатыри на Руси великой.

- Ладно, богатырь. Только учти, что отдыхать будем как всегда по регламенту, иначе мы и за два часа не пройдём тропу до речки.

Я люблю ходить по тайге. Ходить по ней нужно большое умение. Опытный таёжник в ходьбе разделяет и направляет каждые функции организма  на свои направления. Ноги идут сами, получая иногда указания от глаз - здесь перешагнуть, здесь перепрыгнуть. Слух определяет, что происходит вокруг и даёт сигнал в мозг только при опасности.

Зрение фиксирует, где наклонить голову, где уклониться. Каждое чувство само определяет и решает за себя. Мозг в это время может размышлять  и думать о вещах совсем далёких от ходьбы.

Человек  занятый только процессом ходьбы не видит красоты вокруг, не слышит пения птиц, не читает в уме любимые стихи, или смеётся над какой то историей.

Вот и представьте меня, идущего с весёлыми мыслями и надеждами на будущую рыбалку и моего друга Алексея, который думает только о домкрате на плече.

К тому же этот домкрат становиться ужасно неудобным и его приходиться через каждые пять минут перебрасывать на другое плечо.

Через три километра Алексей сдаётся и просит незапланированную остановку - отдых.

- Неудобный, зараза, можно нести только на плече. К животу прижмешь, мешает идти – оправдывается он, - может, ты немного понесёшь?

- Здравствуйте вам, я, что похож на носильщика домкратов?

- Но ведь ты же мой друг, а друзья как говориться все тяжести жизни делят пополам.

- Это о тяжестях посылаемых судьбой сказано, а тебе этот домкрат судьба разве послала? Ты сам подписался под своей глупостью. Скажи мне, разве нормальный человек понесёт добровольно чужую ношу.

- А как же Иисус Христос?

-Ты только Бога не примазывай к своему домкрату. И потом я не Иисус Христос, чтобы человеческую глупость выносить.

- Ну, тогда хоть рюкзак возьми, он  ведь общий.

-Рюкзак возьму, хватит лежать, так всю рыбалку пролежать можно.

Прошли мы ещё три километра.

- Всё больше не могу. Оставлю его здесь, в следующий раз донесу – говорит Алексей.

Порыбачили мы тогда хорошо, удовольствие получили на всю неделю. Когда шли тропой обратно к мотоциклу, то домкрата, оставленного Алексеем на пне, не увидели.

- Какая с…чь шутить надумала. Я его семь километров пёр без отдыху, кому он понадобился?

- Наверное, медведю понадобился. Может, решил свою берлогу ремонтировать – предположил я.

Прошли ещё два километра и увидели домкрат на тропе, он лежал под приметной сосной, и не заметить его было невозможно.

Не стану рассказывать о всплеске эмоций моего друга, но свою реакцию на происходящее я сдерживал внутри себя с трудом.

Через неделю мы с Алексеем вновь шли этой тропой, и мой друг опять нёс домкрат, уже с намерением донести его до самой избушки. Я ему рассказывал о Сизифе из древности, намекая на то, что, мол, Сизифы выжили до наших дней. Алексей на провокации не поддавался, и я стал напевать: «Вместе весело шагать нам с домкратом..».

В тайге любая история имеет своё продолжение. Так и с нашим домкратом случилось.

К концу лета Алексей подправил свою избушку, и я помогал ему в этом. Самое смешное оказалось в том, что домкрат нам не потребовался, мы просто добавили два венца сверху и сменили потолок и крышу.

Домкрат я поставил на пенёк, и он выглядел памятником. Осенью хариус начал скатываться с речек в зимовальные ямы и рыбаков прибавилось.

Однажды у Алексея заночевали четверо рыбаков. Один из них долго ходил около памятника домкрату, а после изрёк:

- Очень похож на мой домкрат, я его однажды на дороге забыл и он исчез. После иду тропой, стоит голубчик на пне, я, конечно, его на плечо и понёс домой. Прошёл километра два и думаю, что я ишак какой тащить такую тяжесть по жаре и бросил под сосну, может, кому сгодиться.

- Так это твой домкрат. Избавь меня ради Бога от него, видишь, его уже здесь даже на постамент воздвигли – сказал Алексей под мои ухмылки.

- А что верная мысль, я его завтра на якорь для сети использую.

Я тем временем рассказывал остальным рыбакам историю домкрата.

Один из рыбаков отсмеявшись положенное, рассказал подобную историю о раскладушке.

- Может, кто помнит Вовку Дрынкина. Он сейчас в город переехал. Парень  простецкий, силёнкой Бог его не обидел, а вот хитрости ни грамма не дал.

Никогда он на харюзовой рыбалке не был и очень огорчался этому и постоянно друзей и знакомых рыбаков просил его взять с собой.

И уговорил. Огарков Илья с друзьями взяли его на рыбалку в тайгу, на одну из речек.

Вовка спрашивает их, что с собой брать, ведь три ночи нужно будет провести под открытым небом.

- Ты главное возьми с собой раскладушку, ведь спать придётся у реки, и земля там сырая, можно застудить мужское хозяйство и тогда жена точно к другому мужику уйдёт – говорит ему Илья.

Сказал то он шуткой, не думал, что Вовка и впрямь раскладушку с собой в тайгу попрёт.

Когда утром увидели, что Вовка раскладушку к рюкзаку привязал, очень удивились, но смолчали. Подумали, пусть немного пронесёт, а после сам бросит.

Но тот идёт, как ни в чём не бывало, никакой тяжести не чувствует, вот что значит здоровье.

Полдня до речки добирались. Как пришли, то сразу конечно чаёк, разговоры. Вовка огляделся и спрашивает:

-А где ваши раскладушки, на чём вы спать то будете?

Пришлось им выворачиваться, мол, мы привычные к таким ночёвкам и переспим на лапнике из пихты.

Показали они Дрынкину, как нужно харюза ловить и отправились по речке с удочками. Вот есть пословица, что новичкам и дуракам везёт. Так она здесь многократно  оправдалась. Пришли рыбаки на ночёвку к костру, а Вовка уже уху из харюзей сварил. Они смеются:

- Наверное, весь свой улов в котелок свалил?

- Да нет, ведро рыбы засолил уже, вон в холодной воде стоит.

Опешили наши рыбаки, а Вовка на раскладушку завалился и до утра проспал.

Через два дня домой все собрались. Мужики  Дрынкину говорят:

- Раскладушку понесёшь обратно?

- А зачем, у меня дома кровать есть, пусть здесь остаётся, может пригодиться кому.

Так вот это место рыбаки Раскладушкой прозвали, после там избушку кто - то поставил. А раскладушка несколько лет продержалась, многие на ней спали, когда на рыбалку приходили.

Был и я на той речке. Красивые там места. Да что говорить, тайга она вся красивая и добрая и принимает любого человека с любовью. Вот научиться бы и нам отвечать на её добро тем же.