Блоги
Глаза
Глаза.
В начале 30-ых в степь пришел голод. Зере осталась одна с двумя детьми. Дочка мүшелде, сыну не было и семи лет. Как прокормить детей? Как выжить?
В колхоз приехал новый председатель. Ему очень понравилась дочка Зере, подросток Назикуль. Предложил он Зере отдать ему в жены Назикуль, пользу видел обоюдную: он приносит паек, живет в доме Зере, всем будет хорошо, маленький Ербол перестанет плакать от голода.
Ербол опять заболел, Зере пришлось принимать решение сразу же, не раздумывая.
Ночью в однокомнатном домике Зере был почти праздничный ужин. Зять-председатель принес паек, как и обещал, Ербол уснул, впервые уснул не от голода и боли, а, наевшись досыта. Назикуль постелила постель гостю в противоположном углу комнаты. Помогла матери убрать стол, потушив свет, легли дочь и мать возле Ербола.
Вдруг среди ночи Назикуль проснулась от ужаса: кто-то тянет ее за ногу от матери... Зажимает ей рот... После девочка от ужаса ничего не помнила...
Через год у Назикуль родился мертвый ребенок. Ее муж по-прежнему работал председателем, Ербол стал постарше, уже не болел так часто, Назикуль уже не боялась потерять своего единственного сына.
Когда началась война, муж Назикуль ушел на фронт в числе первых. Что испытывала эта маленькая женщина? Свободу, наконец-то свободу, освобождение от уз. Хотя ей жалко было своего мужа, она старательно писала письма на фронт, но он на них не отвечал. Не посчитал нужным отвечать женщине, которая так больше и не родила ему ребенка. За все эти годы больше беременность у Назикуль не наступала.
Аульные женщины шептались: пустая она, бесплодная. Назикуль не обращала внимания на пересуды, ее главным переживанием по-прежнему оставались братишка и мама. Ербол вырос в замечательного парня, очень похожего на сестру. Мама не знала, как уговорить его не идти на войну. Ербол же все время бегал в военкомат, просился на фронт.
В 1942 году у него получилось. С тех пор Зере постоянно плакала, боясь потерять свою надежду, своего единственного сына... Назикуль работала в поле вместе с другими женщинами, научилась курить. Курила только потому, чтобы отнести маме свой паек: курение сбивало чувство голода.
Почти сразу же Ербол пропал без вести. Зере плакала от безысходности, от неизвестности. Назикуль не знала, как помочь матери, писала везде, но брат не откликался.
Когда закончилась война, пришел ответ, что Ербол пропал без вести где-то в Беларуси. Зере все так же плакала, а Назикуль не знала, как дальше жить: муж ее вернулся с войны живой и здоровый, но к ней не приехал. Переехал жить в другой колхоз: бесплодная жена ему не была нужна. Почти сразу он женился и забыл о маленькой девочке, которая спасла свою семью в голодные тридцатые.
Зере плакала, а Назикуль, статная красавица с густыми волосами, чувствовала себя пустой и никому ненужной. Удерживала ее только мама, которая оплакивала своего пропавшего сына...
Назикуль не выходила на улицу лишний раз, все свободное время посвятив маме.
Однажды на улице она столкнулась с мужчиной небольшого роста, суховатого, со смеющимися глазами. Извинилась, улыбнулась и пошла дальше.
Кабиден решил сразу же, что женится на этой высокой девушке, но вся его семья была против: старшая сестра утверждала, что эта женщина не принесет счастья Кабидену. Она бесплодна, она была замужем, и муж от нее сбежал. Как говорят сейчас о таких, все знают. Но Кабиден был неумолим.
Через пару дней он пришел в маленький дом Зере свататься. В 1947 году Назикуль и Кабиден поженились. Через девять месяцев у них родился первый сын. Живой и здоровый. Назикуль родила своему Кабидену девять детей.
У ее правнука глаза точно такие же, как у ее пропавшего брата.
Брата нашли в 2006 году. Он похоронен в братской могиле под Могилевом. Зере, Назикуль и Кабиден не дожили до этого времени. Землю с могилы Зере отвезли в Беларусь, а землю с могилы Ербола привезли на могилу мамы. Искали Ербола дети Назикуль. Искали и нашли.