Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Персонажи
К
Кюль-Тегин
Кюль-Тегин
Кюль-Тегин - adebiportal.kz
Рейтинг:

Библиотека

КЮЛЬ-ТЕГИН – герой древнетюркской поэмы «Кюль-Тегин» («Большая надпись»), которая дошла до наших дней в каменных надписях, наряду с поэмами «Бильге-каган» («Малая надпись») и «Тоньюкук». До определенного времени вопрос о жанровой принадлежности произведений древности оставался непроясненным. И только после публикации монографических исследований старейшего ученого И.В.Стеблевой «Тюркская поэзия VI-VIII веков литературные памятники рунических надписей были признаны поэтическими произведениями. Центральная тема поэмы «Кюль-Тегин» - история расцвета и крушения древнего тюркского государства, во главе которого стояли сменяя друг друга каганы, т.е. правители тюрков. В поэме описывается победа Кюль-тегина над всеми врагами «в четырех углах света», установление мира и спокойствия в стране, в которой он освободил народ и одарил богатством. Основная идея древнетюркской поэмы – призыв к сплочению, единению тюркского народа, совместной борьбе против внешних врагов, к соблюдению древних обычаев.

Историческая справка: Кюль-тегин (684-731 гг.) – выдающийся военачальник древнетюркского государства и государственный деятель, младший сын Кутлуг (Ильтериш)-кагана. Возглавлял тюркское войско после гибели Капаган-кагана. Поэтический образ батыра Кюль-тегина в древнетюркском эпосе идеализирован и изображен как непобедимый воин. О героических подвигах воина, батыра рассказывает его старший брат Бильге-каган, при дворе которого служил Кюль-тегин. Из его слов мы узнаем о детстве героя, его матери, воспитавшей в нем дух воина-защитника.

В семь лет осиротел, а в десять лет уже

Он именем мужским был назван: «Кюль-тегин»-

Подобная Умай, мать счастлива была,

Что он мужчиной стал, что воином он стал.

Рано вступает Кюль-тегин на поле брани.

В свои шестнадцать лет мой младший брат ходил

С войсками, что водил наш дядя, - и в боях

Он подданных и власть кагану добывал.

Бильге-каган с гордостью вспоминает о великих походах, совершенных им совместно с Кюль-тегином. Гордость и восхищение вызывает героический подвиг Кюль-тегина. Во имя сохранения и спасения земли тюрков батыр не щадит собственной жизни.

Тридцатилетний мой отважный Кюль-тегин

На белом скакуне по кличке Алп-шалчы

Был, как всегда в боях, всех впереди – рубил,

Колол, разил и устали не знал.

Батыр Кюль-тегин  отличается отвагой, бесстрашием и неуязвимостью.

Стрел, видимо, больше ста попало в панцирь, в плащ,

Ударилось о шлем, но прочный медный шлем

От роковой стрелы героя уберег.

Кюль-тегин участвовал во многих сражениях, но ни разу не был сломлен. Поэма завершается скорбной песней Бильге-кагана о гибели отважного воина-защитника тюркской земли. Смерть младшего брата застилает взор и ум правителя.

И острые мои глаза ослепли вдруг,

И вещий разум мой не в силах мысль родить –

Для Бильге-кагана потеря Кюль-тегина означает больше, чем потеря родного брата. В его лице правитель потерял мощную защиту государства тюрков.

И думал я, скорбя: «Родня и сыновья,

Разноплеменный мой народ, теперь, когда

Ушел мой Кюль-тегин, то все, кто покорен,

Восстанут…» - опять всем сердцем я скорбел.

Слава о могучем батыре, перед которым не устояли самые сильные воины, была столь великой, что на похороны его съезжались гонцы со всех концов земли. В конце поэмы упоминается год кончины и возраст батыра.

Ушел наш Кюль-тегин отважный в год Овцы –

Семнадцатого дня от нас он отлетел.

В девятый месяц мы двадцать седьмого дня,

Обряды совершив, навек простились с ним.

Ушел наш Кюль-тегин! – он прожил сорок шесть

Исполненных боев, трудов и славы лет… 

Выдающийся военачальник Тюркского каганата отважный герой Кюль-тегин – вполне реальная личность. Но в поэме образ батыра идеализирован и изображен как непобедимый воин. В образе батыра воплотилась мечта народа о подлинном защитнике отечества, о счастливой свободной жизни. Идущая из глубокой древности, поэма «Кюль-тегин» имеет историческую основу, так же, как и народные поэмы-жыры «Алпамыс», «Кобланды батыр», которые создавались в эпоху родоплеменного строя. 


Исина Н.У.


Литература

Келимбетов Н. Древний период истории казахской литературы. А., 1998. – 256 с.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А., 1992.

Малов Е.С. Памятники древнетюркской письменности. М., Л., 1951.

Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976.

Орхонские надписи: Кюль-Тегин. Бильге-каган. Тоньюкук. – Семей: Международный клуб Абая, 2001. – 252 с.

Шарипова Г.А. Интертекстуальное пространство литературы. Астана, 2007.

Шаймердинова Н. Репрезентация в языке древнетюркской картины мира: уч. Пос. /Н.Шаймердинова. – Астана: Арман-ПВ, 2009. – 252 с.