Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Арктур
Арктур - adebiportal.kz
Рейтинг:

АРКТУР – персонаж лирического рассказа «Арктур – гончий пес» Ю.Казакова. Сюжетную основу его составляет история гончей собаки, изложенная в форме несобственно-прямой речи. «Он пришел весной откуда-то и стал жить. Говорили, что его бросили проезжавшие цыгане.... Итак. Многие были убеждены, что его бросили весной цыгане. Другие говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье» [2,13].   Прошлое пса Арктура изображено предположительно: «О его прошлом можно было только догадываться. Наверно, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе. Мать его, чистокровная сука из породы костромских гончих, низкая, с длинным телом, когда пришла пора, исчезла под крыльцом, чтобы совершить свое великое дело втайне.... Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к теплому животу, еще напряженному в родовых схватках» [2,14]. Совершенно взрослым предстает персонаж в портретном описании рассказчика: «С виду он был совсем взрослой собакой, с крепкими ногами, черной спиной и рыжими подпалинами на животе и на морде. Он был силен и велик для своего возраста, но во всех движениях его сквозили неуверенность и напряженость» [2,19]. Причиной столь необычного поведения персонажа является врожденная слепота. В форме несобственно-прямой речи изображено внутреннее состояние персонажа, переживания и чувства, испытываемые им в определенный момент жизни. «Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но он сдерживался. Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым, воркующим смехом, что это было за наслаждение! Звуки голоса хозяина были протяжными и короткими, булькающими и шепчущими, они были сразу похожи на звон воды и на шелест деревьев и ни на что не похожи. Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды, и Арктуру казалось, что все это уже было с ним, было так давно, что он никак не мог вспомнить, где же и когда» [2,19]. Незрячий пес ощущает таинственный мир деревьев и трав.  «Сколько нового и необычного находил он, какой восторг охватывал его! Теперь он, увлеченный своим важным делом, уже не прижимался ко мне. Изредка только он останавливался. Выглядывал в мою сторону мертвыми белыми глазами, прислушивался, желая удостовериться, правильно ли он поступает, иду ли я за ним, потом опять принимался кружить по лесу» [2, 23].

Рисуя поступки и действия персонажа, рассказчик стремится проникнуть во внутренний мир его переживаний и ощущений, раскрыть их сложность и противоречия. «Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нем с охотничьей страстью.... Он и теперь ждал пробуждения доктора. Но теперь что-то другое сильно беспокоило его. Он нервно подрагивал, встряхивался, почесывался, поглядывал вверх, вставал, опять садился и принимался тихонько скулить» [2, 25]. Драматически складывается судьба персонажа. Одинокий, брошенный на произвол судьбы после смерти своего хозяина, Арктур становится жертвой случая.  


Исина Н.У.


Литература 

  1. Трессиддер Д. Словарь символов: пер. с англ. С.Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
  2. Казаков Ю. Ночь. Рассказы. Алматы, 2002. – 456 с.
  3. Астафьев В. Последний поклон: Повесть. – изд. доп.и испр. в 2 т. Т.1. Кн.1. Кн.2. – М.: Мол.гвардия, 1989.
  4. Думбадзе Н. В. Избранное: в 2-х т. /Пер. с груз. З.Ахвледиани;  - Т.2. Закон вечности. – М., 1981. – 336 с.
  5. Ауэзов М. Повести и рассказы. Перевод с казахского. А-А: Жалын, 1984. – 512 с.
  6. Магауин М. Голубое марево. Роман. Повести. Рассказы. М.: Известия, 1985. – 560 с.
  7. Муратбеков С. Дикая яблоня. Рассказы и повесть. М., 1979. - 349 с.