Библиотека
КАРАКАНШЫК – персонаж лирической повести «Дикая яблоня» С. Муратбекова, казахского прозаика, автора множества рассказов и повестей. Одна из центральных тем творчества писателя – судьба человека в суровые военные годы. Героями его произведений являются взрослые и дети, молодые и старики.
Повесть «Дикая яблоня» рассказывает о судьбе казахских детей, рано познавших голод, нужду и сиротство. События в повести разворачиваются в небольшом казахском ауле, окруженном яблоневыми садами. Главный герой – мальчик Канат рассказывает о том, как в голодные военные дни их спасали от голода спелые ароматные плоды дикой яблони. «На окраине аула нас встречала одинокая и тоже дикая яблоня. Но ее яблоки были крупнее лесных и не такие кислые. Они дразнящее покачивались на ветвях, а самые спелые, упавшие, манили с земли, поблескивая литыми боками…» [7, 182]. Постепенно внимание рассказчика переносится к описанию другого персонажа. «…в норе между его корнями обитало страшное и загадочное существо – бездомная черная сука Караканшык со своими щенятами. Из норы доносилось щенячье повизгивание, а стоило/ забывшись, подойти к дереву чуть ближе, из-под корней тотчас раздавалось рычание Караканшык, глухое и страшное, точно подземный гром» [7, 182]. История собаки составляет отдельную сюжетную линию повести. Караканшык считалась лучшей охотничьей собакой, была верным спутником хозяина по имени Басен. Но вот ушел ее хозяин ушел на фронт, и собака осталась дожидаться его. «Она поселилась в норе под деревом, научившись питаться его кисло-сладкими яблоками, и каждое лето с отчаянным постоянством приносила по выводку пестрых беспородных и вечно скулящих щенков…. Однако старик Байдалы, слывший большим знатоком собак, уверял нас, будто у черной суки еще не явился на свет ее лучший щенок. Он будет, говорил старик, той же редкой породы, что и его мат, и такой же черный, как уголь» [7, 186]. Дети верят в необыкновенность происхождения собаки и придумывают фантастические истории ее рождения. Дети оказывают внимание животному, которое испытывает голод, подкармливают Караканшык кусками хлеба, выданного матерями на весь день. Девочка Тоштан по примеру ребят приносит собаке молоко и кусок хлеба, за что впоследствии ее наказывает тетя Бубитай. Разгневанная женщина закапывает народившихся щенят Караканшык. Собака исчезает из аула надолго. И только случай – гибель мальчика Спатая, упавшего с дерева, под которым хоронилась Караканшык, вновь напомнит о возмездии животного. Образ собаки, верного друга и защитника, появится в заключительной главе повести, в эпизоде смерти Багилы, испытавшей все тяготы войны, унижения и страдания, но при этом не утратившей духа борьбы с несправедливостью и злом.
Исина Н.У.
Литература
- Трессиддер Д. Словарь символов: пер. с англ. С.Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
- Казаков Ю. Ночь. Рассказы. Алматы, 2002. – 456 с.
- Астафьев В. Последний поклон: Повесть. – изд. доп.и испр. в 2 т. Т.1. Кн.1. Кн.2. – М.: Мол.гвардия, 1989.
- Думбадзе Н. В. Избранное: в 2-х т. /Пер. с груз. З.Ахвледиани; - Т.2. Закон вечности. – М., 1981. – 336 с.
- Ауэзов М. Повести и рассказы. Перевод с казахского. А-А: Жалын, 1984. – 512 с.
- Магауин М. Голубое марево. Роман. Повести. Рассказы. М.: Известия, 1985. – 560 с.
- Муратбеков С. Дикая яблоня. Рассказы и повесть. М., 1979. - 349 с.