Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
РЕЦЕНЗИЯ
«Двойной взрыв» глубокого психологизма ...

26.06.2018 2914

«Двойной взрыв» глубокого психологизма

«Двойной взрыв» глубокого психологизма  - adebiportal.kz

Это, наверное, было два года назад. Я прочитала книгу Айгуль Жубаныш и осталась довольной. Написала рецензию на ее книгу «Жаңбыр жауса екен», но только на казахском языке. И недавно мы с одной знакомой затронули эту тему, обсудили героев ее книги и написанные в ней истории. Поэтому, я решила дополнить свою рецензию и опубликовать ее на русском языке. Уверена, что найдутся читатели, которых заинтересует эта книга.

Произведение молодой писательницы Айгуль Жубаныш «Жаңбыр жауса екен» (Вот бы пошел дождь) – книга с лирической темой. Автор принимает мир с мягким сердцем, которое присуще ко многим женщинам. Эмоция намного сильнее рассудка. Видно, что она не может равнодушно смотреть на проблемы общества, осуждает их и ищет ответы в состоянии неопределенности. Легкие и понятные истории дают понять, что они не могут быть испорчены или разбиты на слои. Одной из причин заключается в том, что концептуальный реализм четко виден как от темы, так и от художественных подходов и психологических действий героев. Лично мне показалось, что рассказы, включенные в книгу, имеют связь друг с другом, так как они глубоко впечатляют. Если описать тяжелую судьбу красивых женщин и «плач» неба, как психологический параллелизм, то сентиментально-эмоциональный характер рассказов Айгуль Жубаныш становится ясным для нас.

А давайте рассмотрим несколько рассказов из этой книги .

В рассказе «Қара сөмке» (Черная сумка) реалистично описаны судьбы девушек, которые допустили большие ошибки, сами этого не замечая. В этой истории писатель смогла уместно и своевременно использовать антонимы «белая сумка» и «черная сумка» в качестве символов.

В современной литературе природа художественного текста анализируется, как «двойной взрыв» глубокого психологизма, сложной философско-символической сущности. Существует сравнение в создании сочинения, то есть в художественной среде. Если термин антонима в языковой и стилистической концепции показывает противоположность, так же и рассказ «Черная сумка» полна противоположностей. Напомним, что вечная борьба белого и черного, добра и зла, щедрости и жадности, которая прочно укоренилась в человеческом сознании, была отражена в мифологическом характере, как двойной герой и двойной бог. Действительно, из этого рассказа можно увидеть несколько противоречий. Отношение неопознанного главного героя к Майе является признаком противоположности. Он говорит «Я ненавижу Майю», но делает все возможное, чтобы поощрять ее. Если рассуждать логически, реально ли подружится с человеком, который вас ненавидит?!

Значит, он друг Майи, или он союзник добра?

Древнеегипетская мифология о Горе и Сете, индийская мифология о Хари-Хара, Авель и Каин в мусульманских повествованиях, китайская мифология про инь и ян, как известно, противоречат друг другу. В труде Дороти Норман «Символизм в мифологии» говорится о Горе и Сете, потомках бога Атума: «Хотя мы рассматриваем их как два божества или два принципа, их отношения излучают нашу природу, все человечество и природу борьбы. Если сложно представить день без ночи, так же сложно представлять Гора без Сета». То есть, соперничество между ними направлено на выявление цели и смысла жизни. В книге Смерти, которая является древнейшей книгой Египта, есть картины, изображающие единство Гора и Сета. В одном из них картина, хранящаяся в Фивах в Египте, изображает две головы Гора и Сета, соединенные в одно тело. Змеи и луки по обеим сторонам голов символизируют тайну воссоединения. И на картине, хранящаяся в Британском музее в Лондоне, одна голова Гора была правдивой, а другая ложной. То есть, это тоже соединение Гора и Сета. Еще один образ, который дополняет мифологическую целостность Гора и Сета – личность Хари-Хара. Хари-Хара показывает поклонение Вишну и Шиве в индийской мифологии. Левая сторона изображена в белом цвете, то есть образ Шива, а правая сторона в черном, образ Вишну.

Если углубится в символическое значение целостности между Хари, то есть Вишну, который характеризует творчество и развитие, также Хара, то есть Шив, который описывает уничтожение, «Хари-Хара – это суть жизни, как сочетание противоположностей, составляющих две жизненно важных компонента одного живого существа: они внутри всех нас. Но, кто способен это выдержать, не проявляя его? Противоположность выявляет противоречивые силы – одновременное разрушение и край развития, внутреннюю силу непокрытой маски. Хари-Хара – это символ сущности, у каждого человека есть две стороны».

В этом рассказе автор показала концепцию между белым и черным с точки зрения философии. В жизни у каждого человеке есть право выбора, так же и у Майи был выбор между белой и черной сумкой, выбрать жизнь или смерть, к сожалению, она выбирает черную сумку – судьбу убийцы…

Этим выбором наивная красавица понимает, что жизнь состоит не только из белого, зло всегда бывает сильнее, и это на прямую связано с выбором людей.

В этом рассказе есть противоположный образ Майи, это – Лира. Ее образом автор показывает, что в жизни есть женщины, которые не понимают чувство материнства, так же женщины, которые мечтают стать матерью.

Автор указывает на проблему в обществе, которая связана с современным миром и действиями молодежи. Она полностью раскрывает их характер и жестокость. И все эти проблемы на данный момент являются наиболее актуальными в нашей стране.

В рассказе «Қуыршақ» (Кукла) описана тяжелая судьба молодой девушки, которая связывает свою жизнь с судьбой куклы. Айым с детства признавала друзьями только кукол, и в этом ее действии есть некая глубокая боль. Видны знаки психологического стресса и депрессии, которая полностью окутала ее душу. Главная героиня не может руководить своей жизнью, душевная рана не жалеет тело и бросает в грязные ноги зла. Кукла, как единственная тонкая нить, которая связывает главную героиню с этим миром.

Существовала вера, что куклы, сшитые в начале ХХ века, сохраняли своих владельцев от сглаза и болезней.

Айым хоть и не являлась владелицей такой веры, из ее действий можно заметить что-то похожее с этим. Я сразу вспомнила красивую куклу из рассказа русского писателя В. Короленко «В дурном обществе». Образ Маруси из этой истории и образ Айым в рассказе «Кукла» есть явная схожесть.

Для Айым единственным счастьем были куклы, подаренные мамой ее подруги, так же и для Маруси, которая увядала как осенний лепесток от болезни, повлияла большая кукла с солнечными волосами и красивыми глазами, накрашенные яркими цветами. Но их счастья длились не долго. Айым не узнавала никого, кроме своих кукол, так же и Маруся, когда начала снова болеть узнавала только свою куклу. Доказательством этого является ее острый плач, когда Вася пытается убрать куклу из ее рук. Маруся не была одна, а Айым всю жизнь испытовала горечь одиночества, это было видно, когда она кормила кукол цветами, разговаривала с ними, пыталась быть для них доброй матерью.

Автор с горечью описывает моменты, когда молодая девушка проклинает свою жизнь, связанные с проституцией. Нужно сказать, что тема проституции как и в классической, так и в современной литературе занимает свое место. Все мы знаем труд Куприна «Яма», Толстого «Воскресенье», Мопассанна «Пышка», Мирного «Гулящая», «Заведенье Телье». В романе бразильского писателя Пауля Коэльо «Одиннадцать минут» судьба Марии тоже связана с проституцией. В погоне за счастьем она приезжает в город, чтобы стать актрисой, однако, трудности выживания, жизненные удары поглащают ее.

Наверное и у Айым были свои мечты, когда она впервые приезжает в город. Потому что, есть моменты, где описывается борьба ее хороших и плохих качеств. Кажется, что здесь недостаточны эпизоды, где рассказываются хорошие качества Айым, ее мечты и цели.

Айым не смогла устоять перед ударом судьбы, ее доброта к своим куклам закончилась жестокостью, и в конце она завязывая волосы вешается, тем самым принимает последнее решение и для себя, и для своих кукол.

Герои писателя Айгуль Жубаныш не имеют страсть к жизни, не способны боротся за жизнь и диалоги, связанные со смертью, показывают их склонность к суициду, тем самым заставляют задуматься читателя.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.