Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Энгельс Габбасов: «Жить, не теряя достоинства» ...

17.01.2017 4359

Энгельс Габбасов: «Жить, не теряя достоинства»

Энгельс Габбасов: «Жить, не теряя достоинства»  - adebiportal.kz

      

                              bda6dc7fb824d7b8167707d35cac3af0.jpg

Энгельс Габбасович Габбасов родился в 1937 году в поселке Фурманово Западно-Казахстанской области КазССР. Окончил факультет русского языка и литературы Уральского педагогического института имени Пушкина, Алматинскую высшую партийную школу. Кандидат филологических наук.

В этом году Э.Г.Габбасову исполнилось бы 80 лет. В 2007 году, накануне его 70-летия, в «ИНФОРМБИРЖЕ news» вышло интервью с писателем. 

Корреспондент:Энгельс Габбас-улы, о чем ваша главная мысль в эти юбилейные дни?

Энгельс Габбасулы:Сколько мне еще осталось жить – 5, 10 или 15 лет.

К-т:Впервые слышу такой ответ. Будете отмечать свой юбилей?

Э.Г.:Нас в семье было четверо братьев и две сестры. Старшие братья и старшая сестра умерли. В конце января 2007 будет год как в возрасте 82 лет из жизни ушла и вторая сестра. И аруахи не простят мне, если я, не пережив боль тяжелых утрат, буду праздновать свое семидесятилетие…

К-т:Вы – человек, за плечами которого большой опыт жизни, и сегодняшнюю беседу мы хотели бы провести в плане ваших размышлений о судьбе, о жизни, о человеческих страстях и переживаниях.

Э.Г.:Я согласен.

К-т:Скажите, что определяет ваши поступки?

Э.Г.:Я знаю, что такое бедность и унижение. И боюсь, что кто-то другой вдруг испытает то, что я пережил. Потому никому не делаю зла.

К-т:В вашей жизни происходили события, которые всегда вызывали либо осуждение, либо одобрение людей. Вас исключали из института, подвергали допросам, когда выразили несогласие с докладом Хрущева о культе личности. Отказались, в знак несогласия по политике полигонов, от медали. А вот в марте 1986 года оставили партийную работу, не поладив с секретарем обкома по идеологии. Что значил для вас тот день?

Э.Г.:Многим был непонятен мой поступок. Я тогда в обкоме партии, ведя по совместительству преподавательскую работу в пединституте имени А.С. Пушкина, и как ученый читая лекции от общества «Знание», зарабатывал больше, чем первый секретарь. Но я эту должность оставил. Зато почувствовал необыкновенную духовную свободу, раскрепостился.

К-т:Вы не исключаете мысль, что когда-то сядете за мемуары? Жизнь-то ваша интересна и полна событий.

Э.Г.:Как-то «Литературная газета» (российская) точно иронизировала, что мемуары – это архитектурные излишества памяти. Сейчас многие бывшие партийные функционеры в нашей области, в Казахстане, в дальнем и ближнем зарубежье, кто имеет средства, выпускают книги воспоминаний и изображают из себя святых, полных героизма, благородства и великодушия. Мемуары требуют исключительной ответственности. Но вопрос-то только в этом. У меня много чисто творческих замыслов. Они не исчерпаны.

К-т:Как вы оцениваете себя?

Э.Г.:Вопрос очень сложный. Я оцениваю себя прежде всего своим отношением к родителям. Из всех детей они меня любили больше всех, но я им радостей в жизни доставил меньше всех. И запоздалое раскаяние заставляет меня думать о себе неоднозначно. Не всегда дорожил вниманием однокурсников по институту, родственников. Думаю, ровно иду только в творчестве. Если случаются срывы, то потому, что не придерживаюсь системы.

К-т:Неудачи вас угнетают?

Э.Г.:После них я мудрее и добрее.

К-т:Есть ли у вас враги?

Э.Г.:У меня нет врагов. Я сам себе враг. Мало пишу. Не предпринимаю мер, чтобы издаваться. Не связываюсь с театрами и деятелями кино. Не ищу широких знакомств, чтобы раскрутиться. Порой надолго отключаюсь от творчества. Но есть завистники и недоброжелатели. Они хуже врагов.

К-т:Что значит для вас свобода?

Э.Г.:Жить, не причиняя боль другим, и самому не испытывать чужое давление.

К-т:Вы экс-сенатор, были кандидатом в президенты на выборах 1999 года. Поэтому вопрос: есть ли сходство между писателем и политиком, и каково различие между писателем и политиком?

Э.Г.:Сходство между писателем и политиком в том, что тот и другой являются как бы двигателями идеи в массы. Один в художественной форме, другой в политических программах. Только в этом вижу сходство. Не случайно Л.Н. Толстого соотечественники называли вторым царем России. Различие же колоссальное. Литература – художественная память человечества, где все должно быть отображено честно и объективно. Писателя история редко подвергает суду. А политика – явление переменчивое, временное. В мире не было политика, который бы не лукавил и не позволял себе ложь ради выгоды.

К-т:Каковы ваши планы как писателя?

Э.Г.:Быть активным в творчестве до конца дней своих.

К-т:Много ли у вас друзей?

Э.Г.:Их почти нет. Мои друзья – Булат Мулдашев (Адмирал, как мы его звали), любимый меньший брат Зинатолла (мы друг к другу относились как близнецы) и Тлек Булеев, известный в области общественный деятель, умерли. Сейчас меня окружает безмолвие: не с кем делиться тревогами души, не с кем в отчаянные моменты жизни советоваться.

К-т:Недавно журнал «Таншолпан» (издание казахского «Пен-клуба») опубликовал вашу повесть «Я с тобой! Прости меня…». Вы и в творчестве, и в публицистике настойчиво продолжаете выступать против полигонов и космодрома «Байконур». Верите ли вы в успех своей борьбы?

Э.Г.:Власти меня осуждают, я нахожусь в общественной изоляции. Но я прав. Природа Казахстана гибнет. Здоровье народа подрывается. Со временем все это вызовет проклятие народа. Повторяю: полигоны – это унижение для народа, для страны. Я защищаю природу родной земли и здоровье родного народа – это самое мое гордое чувство. Я не рисуюсь. Потому что экологическое положение Казахстана катастрофическое.

К-т:Ваше любимое изречение?

Э.Г.: Старший брат моего отца Карим-ата, проживший 96 лет, говорил мне: «Как бы трудно тебе ни было, не теряй свое достоинство!»

К-т:Можете очень коротко охарактеризовать современное социально-экономическое положение в Казахстане?

Э.Г.:Мы всему миру Казахстан представляем как самую богатую республику. А внутри страны проводим политику нищего государства: дискутируем о прожиточном минимуме, минимальной зарплате. Задумайтесь: в Казахстане живут 16 миллионов человек, казахов, русских, поляков, немцев и т.д. Это, в сущности, равняется жителям такого крупного города, как Москва. И вот за 15 лет независимости при нашем богатстве (ни одна страна мира с нами не может равняться) не смогли обеспечить населению одного города достойную жизнь. 60% казахстанцев проживают на грани бедности, все пенсионеры ведут жалкое существование. Это огорчает. В эшелонах власти не задумываются над тем, а как на 12 тысяч тенге (средний уровень пенсии) проживают пенсионеры, если коммунальные платы сразу же отсекают 45 процентов этой пенсии?

А положение матери и ребенка? Во Франции женщина, имеющая 4 детей, получает пособие, которое дает ей возможность не работать и заниматься воспитанием детей. В Австралии семье при рождении ребенка государством выдается 1800 долларов. Поэтому там, как и в странах арабского востока, богатых нефтью, нет подкидышей и бесчисленных домов малюток. В России недавно принят закон: если в семье появится второй ребенок, выплачивать 250 тысяч рублей. Везде идет борьба, чтобы семья была обеспеченной и способной дать достойное воспитание детям.

К-т:Обычно на все крупные события в жизни страны вы откликаетесь статьей или публикацией повести, рассказа. А на этот раз в связи с декабрьскими событиями 1986 года смолчали. Почему?

Э.Г.:Я не был свидетелем тех трагических событий. Оценивая действия молодежи, большинство аналитиков пришли к справедливому выводу, что молодежь на восстание спровоцировала тогдашняя безвольная, безынициативная власть Казахстана. Я с этим выводом согласен.

От себя же добавлю следующее: наша страна имеет богатую, древнюю историю, и борьба за независимость началась не с декабрьских событий 1986 года, она уходит в глубь веков. И я считаю, нужно разъединить День независимости 16 декабря и День памяти жертв 16 декабря 1986 года. Морально не имеем права эти знаменательные две даты поставить одну за другой. 16 декабря поднимаем бокалы в честь Дня независимости, в театрах и дворцах танцуем и поем, и тут же скорбим с траурными венками?

День независимости надо установить на тот день, когда три бия – Толе би, Айтеке би и Казыбек би объявили об объединении казахских земель. Историки могут определить этот день, он приходится на июнь-июль. А день памяти жертв тоталитаризма 31 мая и День жертв объединить и 17 декабря ежегодно отмечать как День памяти жертв тоталитаризма. И мрачный темный декабрьский день, холодный и метельный, будет соответствовать печальным событиям в истории народа Казахстана. Общественность республики, прежде всего Ассамблея народа Казахстана, по этому вопросу должна сделать предложение президенту и правительству.

Ведь как получается – уже 15 лет как первое полугодие мы завершаем Днем памяти жертв тоталитаризма, а второе полугодие – Днем памяти казахстанских декабристов. И получается, что мы постоянно живем в состоянии скорби и печали.

К-т:Это интересное замечание. Но вернемся к творческим проблемам. Как рождается образ, откуда возникают сюжеты?

Э. Г.:Когда работал в обкоме партии, приходилось выезжать в командировки в дальние районы. Шоферы в дороге уставали и просили меня сесть за руль. И каждый раз в ровной степи я находил яму или канаву, куда непременно залетал. Была возможность купить машину. Но знал: если самостоятельно сяду за руль, то погибну. Потому что я в воображении постоянно переигрываю сюжеты, встречаюсь с образами, на улице ли, дома ли, нахожусь в творческом размышлении. Мои герои разные, одни как бы имеют реальную прописку, другие чисто символические. Вот их художественно очеловечиваешь и пускаешь в мир людей.

Сюжеты возникают как бы сами по себе. Иногда подсказывают. Идею недавнего рассказа «Аман бол, жаным, аман бол!» навеял Бисен-ага (Жумагалиев), бывший фронтовик, «Немку» – Жайсан Акбай, историк и публицист, бывший директор Жалпакталской школы, где я учился.

К-т:Многие писатели считают, что порой трудно придумать заголовок повести или рассказа. Это так?

Э.Г.:Совершенно верно. Прежде всего читатель обращает внимание на заголовок и, заинтересованный, приступает к чтению. Как-то я лежал и смотрел в окно. По небу проплывала туча, напоминая лицо улыбающегося человека. «Смех на небесах!» – возможно в будущем получит такое название один из моих рассказов. Если такой заголовок кто-то из собратьев по перу не употребил.

К-т:Что для вас важно в творчестве, публицистике?

Э. Г.:Быть чуть-чуть первооткрывателем.

К-т:Мы, журналисты, это замечаем за вами. Но тем не менее можете привести сами пример.

Э. Г.:Я о Букеевской орде написал около десяти статей. Завершаю повесть «Беседы с отцом», о замечательной ханше Фатиме. И в прозе, и в публицистике даю свое, новое толкование образа Исатая Тайманова. Батыр Исатай не кровожадный бунтовщик. Он не убил ни одного русского чиновника, ни одного бия или султана из окружения хана Жангира. Он был за мирное решение конфликта. Он требовал переговоры, писал петиции и письма хану. Если же призвал 7000 джигитов, то только потому, чтобы доказать, по правилам и обычаям тех лет, что большинство народа на его стороне.

Кровопролитие же спровоцировал безвольный, корыстный хан Жангир, призвав карателей. И тем самым породил легенду о кровавой борьбе богатых и бедных, которая была подхвачена в идеологических целях при тоталитарном режиме.

Мы сейчас гордимся, что народ Казахстана живет в условиях мира и согласия. И движение Исатая Тайманова соответствует нынешним правовым и нравственным требованиям. Со временем эта деятельность Исатая Тайманова, его мудрость будут оценены по достоинству. Он стоял как бы у истоков нового демократического мышления. Убежден, такой подход, такое освещение этапных событий прошлого только обогатит нашу историческую память.

Или недавно написал статью об Абае. В ней нашим молодым ученым дал идеи поиска духовной близости философских и нравственных воззрений Абая и гения индийской философии Махатма Ганди. Замечательный писатель, переводчик и языковед Геральд Бельгер поэзию Абая изучает в связке с творчеством Пушкина – Лермонтова – Гете. А вот молодым исследователям предлагаю изучать философию Абая в связке с философией Махатмы Ганди.

Также много своих мыслей, предположений и толкований в статье о Маншук Маметовой. Да что перечислять. Статья – форма публичного (письменного) выступления, она должна содержать элементы спора, диспута, поиска истины.

К-т:Можете назвать десять своих любимых песен? Тех, которые напеваете или наслаждаетесь, когда слушаете.

Э. Г.:Я люблю писать, слушая музыку. Она дома у меня всегда звучит. Любимые песни это – «Айттым салем», «Қаламкас», «Саржайлау», «Қарылғаш», «Катюша», «В землянке», «Цветы луговые», «Песня о Москве», «Назқоныр», «Қараторғай». Напевы Курочкина (любили, забавляясь, исполнять на студенческих вечеринках) из кинофильма «Свадьба с приданым». Когда писал рассказ «Аман бол, жаным, аман бол!», постоянно напевал популярную фронтовую песню «Моя любимая».

К-т:О чем вы мечтаете?

Э.Г.:Чтобы Казахстан стал для своих граждан обществом равных возможностей, процветающей Родиной.


                                                                                                                                                                    «ИНФОРМБИРЖА news»,
11 января 2007 г.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.