История Алаша – это история национального прорыва, стремления к обновлению, продолжения исторической преемственности, упора на образование. Поэтому каждый раз, когда мы говорим об Алаше, мы должны анализировать не только политическое движение и борьбу давности, но и творческую работу, которая соединяет сегодняшний день с завтрашним днем. Алаш – это мера нашей верности своему народу и традициям. Алаш – это не только достижение прошлого, но и возможность для сегодняшнего поколения принести пользу стране.
Наряду с их природным талантом интеллектуалы Алаша, благодаря своим непрерывным поисковым процессам, обогатили, обновили и развили нашу литературу и литературные исследования своими собственными инновациями.
Ведущие интеллектуалы общества, будучи лидерами мировой мысли, шли по пути развития, основанному на морали и гуманизме, выступали за пробуждение и духовное процветание людей. Удивительно, но на такие добрые дела они ориентировались вдали от страны.
Двадцатый век – век интенсивных социальных явлений и метаморфоз. Возрождено историческое национальное сознание. То, что алашординцы подняли общественное сознание на новый уровень, казалось, определяло коренные интересы литературы. Появились новые писатели, новое общество, деятели страны. Возросло значение политической борьбы.
В то же время усиление связей с общественностью, расширение издательского бизнеса, глубокие художественные и жанровые изменения в литературе начали обновлять эстетическое познание. При этом все основные жанры профессиональной литературы возникли на разных уровнях. Литературная критика, литературоведение, различные жанры прозы, перевода, драмы, а также новые разработки показали быстрое развитие.
Почетные ветераны Алаша Алихан Бокейханов и Ахмет Байтурсынов опубликовали глубокие труды, посвященные наследию великого казахского поэта. В конце XIX века абайская традиция, мир реалистического художественного познания, поднявшаяся до небывалой мощи казахской литературы, прочно определила и укрепила идеалы, цели и формы национального речевого искусства. Новейшая литература Абая обрела реалистический характер, расширила поле зрения в новом направлении. В казахской литературе первых десяти-двадцати лет ХХ века выделяются произведения Шакарима Кудайбердиева, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймаутова, Миржакыпа Дулатова. Книга М.Дулатова «Оян, қазақ!» была продолжением душераздирающего горя Абая, как дальнейшее обострение воли народа. С этим периодом совпало поэтическое вдохновение таких талантливых личностей, как Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Мухамеджан Сералин, Бернияз Кулеев, Спандияр Кобеев и дни активности общественных деятелей.
Сегодняшнему поколению необходимо знать и ценить прошлое для будущего нашей нации. В частности, самым священным сокровищем в духовной жизни нашего народа является их наследие. О произведениях интеллигенции Алаша пишут и говорят сегодня. Их необходимо распространять и приносить пользу сегодняшнему поколению. Основная задача для нас – как отметил ученый Д. Камзабекулы: «пропагандировать дух Алаша, как эти интеллигенты, научить мыслить самостоятельно, все взвешивать и оценивать в интересах нации» [1]. Поэтому самый главный вопрос, о котором мы сегодня говорим – это наследие поэтов Алаша, которые приложили все усилия, чтобы пробудить национальный дух и возвысить родной народ.
Большинство Алашординцев – это люди, самоотверженно сражавшиеся за интересы нации. Несмотря на тяготы репрессий, они оставили богатое наследие в области литературы, журналистики, критики, науки и перевода, выполняя важную работу в обществе. Львы Алаша по натуре очень талантливые люди. Представители этого поколения были воспитаны в казахской традиции, научились читать и писать в исламе, а затем изучали джадидский, русский и несколько языков. Следует отметить, что это открытая интеллигенция своего времени, получившая образование в крупных культурных городах, а также мастера различных профессий.
Султанмахмут Торайгыров, ярый провозвестник пробуждения нации в начале ХХ века, скандировал лозунг «Алаш» перед заслуженными гражданами Алаша. Он призывает всех людей бороться за свободу, заботу о стране, объединиться под одним флагом.
Алаш туы астында,
Біз – алаштың баласы.
Күніміз туып көгерді,
Сарыарқаның даласы.
Құрт аурудай жайлаған,
Құртпаққа бізді ойлаған,
Қанымызға тоймаған,
Қолымызды байлаған,
Ерімізді айдаған,
Елімізді лайлаған.
Жерімізді шимайлаған,
Өшті залым қарасы.
Жасасын, алаш, жасасын! [2, 6].
Это девиз давней мечты поэта. Он приветствовал девиз партии «Алаш» и радовался его планам на пути к свободе. «Алаш проповедует верность делу, его поддержку, призывает к единству и борьбе за целостность страны» [3, 125].
Академик Р. Нургали, определивший литературу этого периода как «Вершины возвращенной литературы», объясняет цель и направление движения Алашординцев: «Среди деятелей, принимавших участие в движении Алаш, образовалась партия «Алаш» и правительство «Алашорда». Борьба против колониализма, сопротивление отсталости, невежества, благородная цель построения свободного, независимого, демократического, автономного государства, борьба за общее благо, а не за интересы определенного класса, стремление к цивилизации – вот цель всех граждан, от мала до велика, у них были общие мировоззренческие, врожденные качества» [4, 12].
Мужественный и заботливый гражданин нашего народа, стремившийся к национальным интересам своей страны и приложивший все усилия для достижения цивилизации, А. Байтурсынов, первым внес в казахскую литературу дух освобождения в высоком пафосе. Судьба страны, забота народа, мечта о свободе в стихах Ахмета – главная тема сборника «Маса».
«Поэт хотел укусить страну, как комар, и вознамерился пробудить ее честь и энергию. Поэтому известно, что эти цивилизованные стихи произвели особое впечатление на интеллектуалов того времени» [5, 18].
Он был опечален тем, что горе нарастает, яд распространяется, а страну накрывает темная туча.
Қазағым, елім,
Қайқайып белің,
Сынуға тұр таянып.
Талауда малың,
Қамауда жаның,
Аш көзіңді оянып!
Қанған жоқ па әлі ұйқың?
Ұйықтайтын бар не сиқың?!
«Идея призвать страну к тому, чтобы избавиться от старых стереотипов и стремиться к искусству и образованию, началась с Абая, времен Абая. Однако эта идея имеет более широкий, новый смысл в новом социальном контексте: «Проснись, казах!» Слово стало национальным девизом в то время – начало ХХ века», - писал академик З. Ахметов [6, 3].
Миржакып Дулатов, великий общественный деятель, заботившийся о своем народе, почетный гражданин Алаша, видный деятель казахской литературы, педагогики, культуры и политики начала ХХ века, обратился к народу с обращением «Проснись, казах!».
Что еще может сказать поэт, скорбящий за свой народ?! Имеют ли право свободные граждане сегодняшнего независимого Казахстана, дожившие до XXI века, не подчиняться мужественному духу и мудрости великого поэта?
Активисты «Алаш» предупреждают, что судьба нации находится в руках молодых людей, и призывают их много работать. Интеллигенция, всесторонне и глубоко осознавшая изменения в обществе, правильно исследовала вопросы, необходимые для пробуждения национального самосознания людей, и способствовала их дальнейшему развитию. Идеалы и взгляды тех, кто стремился к независимости нации и поддерживал высокий моральный дух нации, находились в гармонии.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.