Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
РЕЦЕНЗИЯ
По мотивам повести «Станция моего детства» Раушан ...

24.10.2019 3462

По мотивам повести «Станция моего детства» Раушан Буркитбаевой-Нукеновой 12+

По мотивам повести «Станция моего детства» Раушан Буркитбаевой-Нукеновой - adebiportal.kz

Раушан Буркитбаева-Нукенова — казахстанская поэтесса и писатель, автор нескольких сборников поэзии и прозы.

В этом материале остановимся на прозаическом таланте писательницы, а именно, произведении из четвертого стихотворно-прозаического сборника «Ночные зеркала».

Темы детства, родных краев, пути, в частности, в поезде красной нитью проходят через писательское творчество Р. Буркитбаевой-Нукеновой. В поезде автор чувствует себя уютнее и непринужденнее. Там легко завязываются новые знакомства, каждый чувствует себя как дома.

Вот и в повести «Станция моего детства» героиня садится в поезд, такой родной и душевный и вспоминает о своем светлом детстве и дедушке и бабушке. Дедушку звали Тлеубай, а его брата —Тлеукул, и было у них девять сестер. «Тлеу» означает «выпрошенный». Бабушку звали Тындым — затишье, она была вся мягкая и теплая.

За смуглый цвет кожи деда прозвали Карашалом — черным дедом.

Героиня росла с младшим братом Сериком у родителей, а их старшая сестра Роза — у дедушки с бабушкой в деревне. Каждый год младшие дожидались лета, чтобы не ходить в садик и не есть ненавистную кашу. В деревне они высыпались вдоволь, а бабушка вставала рано и пекла лепешки, запах которых распространялся на всю округу.

Дедушка же с утра пораньше выгонял скот в стадо на луг. К утреннему чаю он обычно появлялся на ослике с коробкой конфет в руке для внуков.

По случаю приезда внуков всегда резал барана и домашние готовили вкусный куырдак. Так как старики не признавали холодильников, они подвешивали мясо в сарае — бывшем старом доме, том самом, где родилась мать героини.

Автор приводит значение казахских имен, которые могут поведать о многом: кем был твой предок, сколько повитух принимало роды у роженицы или где родила невестка. Например, Койшибек, Койлибай — хозяин овец, Ушкемпир — три старухи, Кенжетай — последыш, Баймолда — богатый мулла, Кудайберген, Рахманберды — Бог дал, Омирзак — длинная жизнь. Чтобы отвести от детей дурной глаз, бедные родители давали обидные имена: Боккот — загаженный, Бокмурун — сопливый. Если рождались одни девочки, то последнюю называли Улболсын, Улмекен — пусть будет сын.

Детям богатых родителей давали благозвучные и религиозные имена — Амирхан, Аблай, Уалихан. Иногда называли детей созвучными именами, думая, что один ребенок удержит другого. И до сих пор эта традиция сохранилась. Так, детей называют Айжан, Нуржан, Ержан, Маржан.

Мать героини звали Жарылкасын. Жарылкау — путь Бог облагодетельствует. Это мужское имя. У дедушки было десять детей, но они умерли от болезни и голода. Осталась лишь мать. Она росла бойкой, поступила в институт, вышла замуж и осталась в городе.

И вот появились две внучки и один внук. Дедушка часто рассказывал о своей трудной молодости, особенно, о Турксибе и об электрификации села. Но не любил вспоминать время, когда батрачил у бая.

До конца жизни дедушка слушал радиоприемник и удивлялся тому, как он работает. Многое поменялось в казахских степях. Люди стартовали в космос с казахстанской земли, его потомки выросли интеллигентными, а он все ездил на своем ослике, которого часто воровали, но он всегда его находил.

Дед обладал веселым нравом и придумывал разные истории внуку. Одна из них о батыре-воине, который был справедливым и щедрым и был у него булат-меч. Перед смертью он зарыл его в степи для того, что из-за него не повздорили сыновья.

И этот булат-меч был бы хорошим калымом для невесты внука, так как ранее бедняк мог остаться без жены, если у не было средств заплатить за нее.

Летом, когда у него в очередной раз украли осла, он нашел его и вскоре заболел. Дед не доверял врачам и постепенно уходил.

По вечерам бабушка пряла пряжу и делала домотканые ковры — текемет, алаша, кииз.

В конце лета за детьми приезжали родители и старший брат Мухтар. Родители оставались на несколько дней и помогали по дому. Бабушка укладывала в дорогу молочные продукты.

Время неумолимо летело. Дедушка умер и бабушку со старшей внучкой увезли в город. Бабушка никогда не расставалась с подарком дедушки — будильником, с любовью заводила его. Когда будильник сломался, она плакала до тех пор, пока его не починили.

Так, героине приходили сладкие воспоминания из детства в вагоне, а поезд то останавливался, то снова набирал ход и вот он отходит от станции детства героини.

Писатель красиво и легко, с любовью и нежностью описывает свое детство, родных. Слово к слову, предложение к предложению встают в ряд и создают живую картину как-будто потустороннего мира деревни дедушки и бабушки. Для многих такая картина привычна и позволяет вспомнить уже свое безоблачное и счастливое детство.

С любовью и знанием дела автор описывает казахские обычаи, традиции и быт.

Раушан Буркитбаева-Нукенова — одна из немногих личностей, отличающаяся тонким мастерством написания как стихотворений и поэм, так и прозы. Она весьма чутко передает настроения и эмоции героев, доказательство тому — яркие образы и ситуации из жизни, которые буквально вырастают в умах читателей.

Фото: картина «Железнодорожная станция» Ольги Губовой, 2016 год


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.