Раушан Буркитбаева-Нукенова — казахстанская поэтесса и писатель, автор нескольких сборников поэзии и прозы.
В этом материале остановимся на прозаическом таланте писательницы, а именно, произведении из четвертого стихотворно-прозаического сборника «Ночные зеркала».
Темы детства, родных краев, пути, в частности, в поезде красной нитью проходят через писательское творчество Р. Буркитбаевой-Нукеновой. В поезде автор чувствует себя уютнее и непринужденнее. Там легко завязываются новые знакомства, каждый чувствует себя как дома.
Вот и в повести «Станция моего детства» героиня садится в поезд, такой родной и душевный и вспоминает о своем светлом детстве и дедушке и бабушке. Дедушку звали Тлеубай, а его брата —Тлеукул, и было у них девять сестер. «Тлеу» означает «выпрошенный». Бабушку звали Тындым — затишье, она была вся мягкая и теплая.
За смуглый цвет кожи деда прозвали Карашалом — черным дедом.
Героиня росла с младшим братом Сериком у родителей, а их старшая сестра Роза — у дедушки с бабушкой в деревне. Каждый год младшие дожидались лета, чтобы не ходить в садик и не есть ненавистную кашу. В деревне они высыпались вдоволь, а бабушка вставала рано и пекла лепешки, запах которых распространялся на всю округу.
Дедушка же с утра пораньше выгонял скот в стадо на луг. К утреннему чаю он обычно появлялся на ослике с коробкой конфет в руке для внуков.
По случаю приезда внуков всегда резал барана и домашние готовили вкусный куырдак. Так как старики не признавали холодильников, они подвешивали мясо в сарае — бывшем старом доме, том самом, где родилась мать героини.
Автор приводит значение казахских имен, которые могут поведать о многом: кем был твой предок, сколько повитух принимало роды у роженицы или где родила невестка. Например, Койшибек, Койлибай — хозяин овец, Ушкемпир — три старухи, Кенжетай — последыш, Баймолда — богатый мулла, Кудайберген, Рахманберды — Бог дал, Омирзак — длинная жизнь. Чтобы отвести от детей дурной глаз, бедные родители давали обидные имена: Боккот — загаженный, Бокмурун — сопливый. Если рождались одни девочки, то последнюю называли Улболсын, Улмекен — пусть будет сын.
Детям богатых родителей давали благозвучные и религиозные имена — Амирхан, Аблай, Уалихан. Иногда называли детей созвучными именами, думая, что один ребенок удержит другого. И до сих пор эта традиция сохранилась. Так, детей называют Айжан, Нуржан, Ержан, Маржан.
Мать героини звали Жарылкасын. Жарылкау — путь Бог облагодетельствует. Это мужское имя. У дедушки было десять детей, но они умерли от болезни и голода. Осталась лишь мать. Она росла бойкой, поступила в институт, вышла замуж и осталась в городе.
И вот появились две внучки и один внук. Дедушка часто рассказывал о своей трудной молодости, особенно, о Турксибе и об электрификации села. Но не любил вспоминать время, когда батрачил у бая.
До конца жизни дедушка слушал радиоприемник и удивлялся тому, как он работает. Многое поменялось в казахских степях. Люди стартовали в космос с казахстанской земли, его потомки выросли интеллигентными, а он все ездил на своем ослике, которого часто воровали, но он всегда его находил.
Дед обладал веселым нравом и придумывал разные истории внуку. Одна из них о батыре-воине, который был справедливым и щедрым и был у него булат-меч. Перед смертью он зарыл его в степи для того, что из-за него не повздорили сыновья.
И этот булат-меч был бы хорошим калымом для невесты внука, так как ранее бедняк мог остаться без жены, если у не было средств заплатить за нее.
Летом, когда у него в очередной раз украли осла, он нашел его и вскоре заболел. Дед не доверял врачам и постепенно уходил.
По вечерам бабушка пряла пряжу и делала домотканые ковры — текемет, алаша, кииз.
В конце лета за детьми приезжали родители и старший брат Мухтар. Родители оставались на несколько дней и помогали по дому. Бабушка укладывала в дорогу молочные продукты.
Время неумолимо летело. Дедушка умер и бабушку со старшей внучкой увезли в город. Бабушка никогда не расставалась с подарком дедушки — будильником, с любовью заводила его. Когда будильник сломался, она плакала до тех пор, пока его не починили.
Так, героине приходили сладкие воспоминания из детства в вагоне, а поезд то останавливался, то снова набирал ход и вот он отходит от станции детства героини.
Писатель красиво и легко, с любовью и нежностью описывает свое детство, родных. Слово к слову, предложение к предложению встают в ряд и создают живую картину как-будто потустороннего мира деревни дедушки и бабушки. Для многих такая картина привычна и позволяет вспомнить уже свое безоблачное и счастливое детство.
С любовью и знанием дела автор описывает казахские обычаи, традиции и быт.
Раушан Буркитбаева-Нукенова — одна из немногих личностей, отличающаяся тонким мастерством написания как стихотворений и поэм, так и прозы. Она весьма чутко передает настроения и эмоции героев, доказательство тому — яркие образы и ситуации из жизни, которые буквально вырастают в умах читателей.
Фото: картина «Железнодорожная станция» Ольги Губовой, 2016 год
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.