Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
НОВОСТИ
Практический семинар по современной казахской детс...

02.05.2024 611

Практический семинар по современной казахской детской литературе: методы и проблемы преподавания в школах 12+

Практический семинар по современной казахской детской литературе: методы и проблемы преподавания в школах - adebiportal.kz

20 апреля 2024 года кафедра казахской литературы Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева провела практический семинар на тему «Қазіргі қазақ балалар әдебиеті: мектепте оқыту тәсілдері мен мәселелері». Семинар был организован доктором филологических наук, профессором Оразбек Макпал Социаловной, в рамках научного проекта AP19679524 «Қазіргі қазақ прозасындағы қалалық балалар типологиясы және ұлттық ментальдік (ағылшын әдебиеті мен қазақ әдебиеті шығармаларын салыстыру)», согласно договору №269-23-25 от 3 августа 2023 года. Семинар был направлен на улучшение качества и содержания учебников по литературе, обсуждение новых жанров в детской литературе и повышение интереса детей к чтению художественной литературы. 

Декан филологического факультета, кандидат филологических наук, профессор, Бейсенбай А.Б. выступил с приветственным словом и пожелал участникам семинара успешной работы, отметив важность обсуждаемых вопросов для развития казахской детской литературы и её преподавания в школах.

Доцент, PhD доктор а также модератор данного семинара Сагынадин Г.С. рассказала об основных направлениях семинара, подчеркнув актуальность каждого из них для развития казахской детской литературы. В рамках семинара были обсуждены следующие направления:

Качество и содержание учебников по литературе: Участники семинара проанализировали текущие учебники по литературе, используемые в школьной программе, и обсудили пути их улучшения.

Методы преподавания казахской детской литературы в школах: Учителя поделились своими методами и подходами к преподаванию казахской детской литературы, а также обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются.

Мир персонажей в казахской детской литературе: Было уделено внимание анализу персонажей в казахской детской литературе и их роли в формировании мировоззрения детей.

Интеграция казахской детской литературы с другими предметами: Участники обсудили возможности и преимущества интеграции литературы с другими школьными предметами для более комплексного подхода к обучению.

Проблемы перевода в казахской детской литературе: Рассматривались вопросы перевода произведений казахской детской литературы на другие языки и наоборот, а также влияние перевода на восприятие текста.

Казахская детская литература и киноискусство: Обсуждалось сотрудничество между литераторами и кинематографистами для адаптации литературных произведений в киноформат.

Детская литература и театральное искусство: Был поднят вопрос о том, как театральные постановки могут способствовать популяризации детской литературы среди школьников.

Инновационные технологии и казахская детская литература: Участники рассмотрели применение современных технологий в преподавании и популяризации детской литературы.

Современные тенденции развития казахской детской литературы: жанр и персонаж: Был проведен анализ современных жанров и персонажей в казахской детской литературе.

Методы анализа художественных текстов для детей: Участники поделились эффективными методами анализа текстов, которые могут заинтересовать детей и помочь им лучше понять произведения.

Мы хотим рассказать о докладах, представленных на семинаре.

Оразбек М.С., руководитель проекта, доктор филологических наук, профессор. Тема доклада: «Литературные произведения в школьных учебниках: недостатки и достижения». В своем докладе профессор М.С.Оразбек рассмотрела текущие проблемы и достижения в области литературных произведений, включенных в школьные учебники, отметив ключевые аспекты, требующие внимания для улучшения качества образования.

Байтанасова К.М., участник проекта, кандидат филологических наук, профессор. Тема доклада: «Филологические основы анализа текста». Профессор Байтанасова представила глубокий анализ методик филологического анализа текста, подчеркивая важность междисциплинарного подхода и значимость таких методов для развития критического мышления у учащихся.

Статья Байтанасовой Карлыгаш Медетовны была посвящена анализу текста в контексте казахской детской литературы и обсуждала, как современные методы анализа могут быть применены для углубления понимания литературных произведений. Автор подчеркнула важность междисциплинарного подхода, включающего психологический, эстетический, культурный и социальный аспекты.

Автор описала, что традиционный литературный анализ, сосредоточенный только на жанровых, стилистических и композиционных аспектах, недостаточен. Современный анализ текста должен учитывать более широкий спектр подходов, включая психологический и философский анализ. Байтанасова также обсудила значение текста как многослойной структуры, где важны как явные, так и скрытые смыслы.

В статье были приведены примеры анализа произведений Абая, таких как «Қансонарда бүркітші шығады аңға» и «Аттың сыны». Автор показала, как через анализ текста можно понять не только поверхностные аспекты, но и глубинные культурные и философские значения. Например, анализируя стихотворение «Қансонарда бүркітші шығады аңға», Байтанасова К.М. отметила, как Абай описывает не только охоту, но и социальный статус охотников, а также философские размышления о человеческой жизни и традициях.

Байтанасова К.М. подчеркнула, что современный анализ текста должен быть междисциплинарным, включая лингвистические, культурные и социальные аспекты. Такой подход позволяет глубже понять произведение и его значение в контексте времени и культуры.

Исина Б.К., учитель казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления в городе Караганда (Караганда, Казахстан). Тема доклада: «Особенности комплексного применения проектного метода в обучении современной детской литературе». Исина Б.К. рассказала о важности проектного метода в обучении, его роли в развитии творческих и исследовательских способностей учащихся, а также о том, как этот метод можно эффективно интегрировать в учебный процесс. Статья была посвящена теме использования проектного метода в обучении казахской детской литературе и раскрывала ключевые аспекты и преимущества этого подхода.

Статья Исиной Б.К. фокусировалась на важности интеграции проектного метода в преподавание казахской детской литературы. Автор подчеркнула, что проектный метод способствует развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, а также улучшает их языковые навыки.

Исина Б.К. описала, как проектный метод может быть применен комплексно, учитывая интересы и пожелания учащихся, а также связывая учебный процесс с внеурочной деятельностью. В статье было предложено структурировать учебный процесс таким образом, чтобы на каждом этапе ученики выполняли задания, направленные на защиту малых проектов. Этот подход способствует развитию навыков саморегуляции и научно-исследовательских умений у учащихся.

Автором была предложена система, где каждый модуль урока заканчивается защитой проекта. Ученики выбирают темы для своих проектов в начале модуля и работают над ними в течение всего учебного периода. Темы проектов тесно связаны с повседневными ситуациями, что делает учебный процесс более актуальным и интересным для школьников.

В статье были приведены примеры проектов, выполненных учениками. Например, проект по поэме М.Макатаева «Аққулар ұйықтағанда» включал такие темы, как анализ пролога и эпилога, исследование психологизма в языке поэмы, символика в произведении и экологические проблемы, отраженные в поэме.

Исина Б.К. сделала вывод, что проектный метод в комплексе с другими инновационными подходами способен значительно повысить интерес учеников к казахской детской литературе. Также автор предложила обновить учебную программу, включив в нее современные произведения, соответствующие интересам и возрасту детей, и активнее использовать театральное искусство и кино для популяризации литературы.

Статья Исиной Бакытжан Капановной вызвала большой интерес у участников семинара и стала основой для многих дискуссий о современных методах преподавания казахской детской литературы. В ходе обсуждений были сформулированы предложения по дальнейшему внедрению проектного метода в школьную программу и по улучшению качества преподавания литературы.

Бешімбаева Қ.Е., учитель казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы (Астана, Казахстан) Тема доклада: «Теория и практика жанра академического эссе». В своем докладе Бешімбаева Қ.Е. обсудила ключевые аспекты написания академического эссе, предоставив практические рекомендации и методы, которые могут быть полезны в преподавании этого жанра учащимся.

Үшкемпір А.Қ., учитель казахского языка и литературы школы-гимназии имени Кемела Акышева №69 (Астана, Казахстан). Тема доклада: «Методы и приемы, применяемые в обучении детской литературе». Үшкемпір А.Қ. поделился эффективными методами и приемами, которые могут быть использованы для повышения интереса учащихся к изучению детской литературы и улучшения их понимания литературных произведений.

Құрмаш К.Ш., учитель казахского языка и литературы школы-лицея BINOM SCHOOL имени Алихана Букейхана (Астана, Казахстан). Тема доклада: «Проблемы преподавания казахской литературы в русских классах». Құрмаш К.Ш. обсудил вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели казахской литературы в русских классах, и предложил возможные решения для их преодоления, чтобы обеспечить более эффективное обучение и интеграцию казахской литературы в многоязычной среде.

Семинар показал высокую заинтересованность учителей в улучшении преподавания казахской детской литературы и выявил множество идей и предложений, которые могут способствовать развитию этого направления. Практическое сотрудничество между учителями, литераторами и представителями медиа продолжает оставаться важным шагом на пути к улучшению образовательного процесса.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.