Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
НОВОСТИ
Степью едины... (О международном театральном ...

02.12.2016 1423

Степью едины... (О международном театральном фестивале Рахымжана Отарбаева )

Степью едины...      (О международном театральном фестивале Рахымжана Отарбаева ) - adebiportal.kz


11745471_894748630591668_1582181905464845490_n.jpg

        В рамках «Международного театрального фестиваля Рахымжана Отарбаева» в наши края приехали гости с разных стран. Одна из них россиский литератор, фольклорист, кандидат филологических наук Марианна Дударева. Нам удалось поговорить с Марианной и узнать ее мнение о прошедшем мероприятии. 


- Здравствуйте Марианна, для начала хотелось бы сказать, добро пожаловать в наши края! С какими ожиданиями Вы приехали в нашу страну?

- На фестивале Рахымжана Отарбаева мы с мужем, Валерием Дударевым, представляем московскую сторону - журнал "Юность" и РУДН. Дни "Юности" уже проходили в Казахстане, и редакция журнала очень полюбила эти земли. Я в гостях у бескрайних степей первый раз и это меня захватывает, хотя не так много успели пока посмотреть - заняты делами фестиваля.

- Мы знаем Вас как литератора и фольклориста. Вы одна из почетных гостей «Международного театрального фестиваля Рахымжана Отарбаева». Ваше мнение об этом мероприятии?

- Сам проект очень интересен и тематически, и по своей структуре. Во-первых, Рахымжан – автор разноплановый, мы просмотрели постановки и на историческую тему, и на современную. Во-вторых, ни мнение критики, которая здесь представлена достаточно ярко, ни мнение автора не навязываются – зритель остается наедине с произведением. Однако в конце мероприятия и состоялось небольшое обсуждение и критики пришли к выводу, что все спектакли достойны первого места.

- В ходе фестиваля Вы уже успели посмотреть несколько спектаклей, что вы скажете о них?

- Особенно ярко, на мой взгляд, была поставлена последняя неоконченная вещь на историческую тему. Она полна символов и некой недоговоренности (в хорошем смысле), что сближает ее с лучшими традициями драматургии начала XX века, возможно, с Л. Андреевым. Кроме того, она напомнила мне о емкой повести Отарбаева "Плач Чингисхана", опубликованной, кстати, в журнале "Юность" (в двух номерах).

- Расскажите свое мнение о произведении "Слезы Чигисхана". Какова его роль в литературе?

- Эта вещь историческая и метаисторическая, межнациональная одновременно. Именно в ней автор раскрывается перед нами как прозаик и как лирик: пейзажные зарисовки, сопровождающие или раздумья героя, или основные действия не навязчиво уводят читателя в философское, онтологическое пространство. Степь дана живой, дышащей (в сцене охоты, это особенно показательно). Чингисхан представлен человеком, обладающим не только бытовым знанием, но и приобщенным к стихии равнинного космоса и горнего мира. Именно это укореняет повесть в мировой культурной традиции. Для русской аксиологии также важен степной космос (чеховская "Степь", гоголевские степи), где герой остается один на один со стихией и собой. Отарбаев, описывая небо, облака, посылает своему герою как бы тайные знаки: "Изодранное в клочья белоснежное белое облако запрокинулось и перевернулось. На нем были начертаны буквы. "Чингисхан - Повелитель Вселенной". Разве это не завораживает и заставляет содрогнуться? Да! Перед нами человек архаических знаний. Именно такого героя не хватает, именно такой нужен читателю - чтобы помнил не просто историю, а знал и чтил силу и мудрость предков. Казахстанская степная земля особенная, напитанная и страданием, и являющаяся органически близкой нам.

- Спасибо за интервью! Желаем Вам творческих успехов!


Балнур Кызырбеккызы


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.