Тимур Нигматуллин – казахстанский писатель, генеральный директор логистической компании «Sklados Kazakhstan». Родился в г. Целиноград в 1980 г. Обучался в железнодорожном техникуме, ныне Государственное коммунальное казенное предприятие «Колледж транспорта и коммуникаций» г. Астаны. Посещал МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности история и режиссерские курсы в КазНАИ им. Т. Жургенова. Лауреат двух премий международного конкурса «Шабыт» в номинации «Литература». Прошёл авторский онлайн-курс Ильи Одегова по писательскому мастерству «Литпрактикум.база», обучался в школе Сервантеса в Испании. Автор романов «Я не вру мама», «1916 Волчий кош».
В столице прошла презентация метамодернистского детективного романа «1916 Волчий кош» современного казахстанского сценариста и прозаика Тимура Нигматуллина. Писатель рассказал нам о себе, как любовь к чтению повлияла на его жизнь, о борьбе с ленью, о создании авторских книг и своих жизненных принципах.
- Тимур расскажите о себе, своей семье. Как вы, будучи логистом пришли в мир литературы и начали писать?
- Я вырос в стандартной советской семье. Папа и мама были инженерами. Сам я тоже всегда хотел быть инженером, по крайне мере так я отвечал на уроке английского языка. Скорей всего в мир логистики я шагнул из мира литературы, много читал книги про путешествия, приключения, любовь, и потом думал, в какой профессии этого больше всего. Выбрал логистику, и мне до сих пор нравится.
Год назад у меня родилась дочь, теперь чаще нахожусь дома, а логистика на втором плане.
- Откуда вы черпает свое вдохновение?
- «Ты же обещал» - мне больше всего нравится это выражение. Сам себе обещал написать то или иное. Вдохновение, наверное, больше подходит для рассказов, чем для романа. Роман — это долго, спина болит, чай закончился, от сигарет кашель. А ты пишешь дальше.
- Я знаю, что вы были дважды лауреатом премии «Шабыт», в номинации «Литература» с какими произведениями вы в них участвовали?
— Это было двадцать лет назад. Были рассказы. То есть рассказы двадцатилетнего человека. Сейчас я их если и читаю, то как письма самому себе. Удивляюсь, что все это было.
- Как вы преодолеваете моменты литературного кризиса?
— Здесь также как и с вдохновением. Работает принцип обещания самому себе. Может банально не оказаться времени, вот в это больше верю. Пытаюсь не мерить такими величинами свое желание или не желание сесть за стол. Честнее, наверное, будет сказать лень. Вот с ленью борюсь. Играю сам с собой в шахматы. Сначала открою компьютер, потом создам документ, потом название главы - рабочее. Лень то всегда рядом, её обманывать надо ходами, и даю первую строчку, вторую, третью…а дальше через восемь часов выключаю ноутбук и глава готова.
- Что вам приносит писательство? Как вы изменились после выхода своей первой книги?
- Я смотрю, как радуются мои друзья, родные и близкие, и не знакомые люди. Мне это больше всего приятно. Я с удивлением узнаю, что люди ходят в библиотеки, берут на дом книги, читают. Читают с детьми, и обсуждают. Я сейчас не только про «1916», а вообще. Не сказать, что я изменился после выхода книги, это может показать только следующий текст, думаю доброты и света в нем будет больше.
- В чем основной сюжет вашего романа «Я не вру мама»? Кто скрывается за портретами ваших героев?
— Это мой первый роман. Он написан в связанных между собой рассказах-главах. Этакий конструктор. Главы можно менять местами, смысл не изменится. Это г. Целиноград. Последняя 5 летка СССР. На глазах у мальчика рушится его мир, уезжают друзья, меняется окружение, меняется все вокруг. Мальчик пытается остаться тем, кто он есть. У него есть определенные проблемы, это видно из названия, вот с этим он и борется. «Я не вру мама» — это продолжение «1916», через 70 лет. Герои — это слепок с жителей города того времени.
- Что явилось для вас толчком к написанию романа «1916 Волчий кош», о чем это произведение, ваш главный посыл читателю?
- Дерево, которое растет в парке. Черный тополь. Это была первая задумка на уровне задумки. А что, если написать про дерево…Круто же, написать про дерево. Растет дерево, и я сейчас напишу, как оно растет. Все остальное уже додумал. По сюжету, конечно, там есть и исторические моменты, и художественные, и семейные предания. Я попытался всё это завязать в один клубок под названием «Метамодернизм» получилось или нет, тут я уже не скажу. Мне самому нравится средне, второй раз бы читать не стал. Главный посыл – остаться человеком. Для меня это, наверное, вообще главный посыл всего.
- Есть ли у вас персонаж, который вам импонирует или наоборот не даёт вам покоя?
- Если в книге «1916», то это Литвин. Он и покоя не дает, и нравится. Про него хочется писать еще.
- Как создавался детектив?
- Я не писал изначально детектив. И даже в середине или конце написания не ставил такой задачи. Держался одного только правила - чтобы читателю было интересно. Местами получился и вправду детектив. Сюжет сам вытащил его из текста, героев, истории.
- Были ли у героев романа реальные прототипы?
- Реальные прототипы — это практически все главные герои. Караванщик Халил. Дерево, которое растёт в парке Астаны на самом деле посадил он. Сейчас это природный памятник города. Карабек — это тоже реальный человек. Вся история, связанная с ним правда. От прихода в степь и до медресе. И Джалил реален, и Феодос, и Нестор, и все купцы. Роман написан с натуры, не только города, но и жителей того времени.
- Какие темы вас волнуют, как писателя-прозаика? Сколько ваших произведений на данный момент вышло в свет?
- На данный момент «Я не вру мама» есть в электронном варианте. А роман «1916» в бумажном.
Первый — это издательство Эксмо. Второй - издательство Фолиант. Фолиант на мой взгляд сделал для этого романа все возможное. И доверил неизвестному автору издание, и сделал такую шикарную обложку, и дизайн, и двигает книгу так, как будто — это новая часть про Гарри Поттера. Я очень благодарен издательству «Фолиант». По темам, которые волнуют, то на данный момент это история нашей страны, людей, которые здесь жили и живут. Столкновение культур, дополнение их друг другом, рождение чего-то нового.
- Сколько незаконченных произведений в вашей коллекции? Над чем вы сейчас работаете?
- Не законченные есть только в рамках «работаю сейчас». Два романа. Один про Акмолинск 30-е годы. Второй — это Акмола 90-х. Конец 90-х…Как раз период на стыке годов появления новой столицы. Я выбирал отрезки, в которых мне было бы интересно работать, и остановился на них.
- Как вы относитесь к критике?
- Положительно. Жалею, что ее нет. Жду и надеюсь, что будет.
- Что вас привело в мир сценаристки и режиссуры? Где фанаты-читатели могут посмотреть экранизацию ваших работы?
- Я только посещал занятия в студенчестве, не учился. Ходил на пары, лекции, как вольнослушатель. В МГУ - на истфаке, в КазНАИ им.Т. Жургенова - на режиссуре, операторском искусстве. Если были интересные занятия по живописи, то ходил и на них. Так пять лет и проходил. Потом по накатанной поехал ходить во ВГИК. Любая организованная в график учеба, получение диплома, оценок пугает меня, мне нравится просто ходить и слушать. Без обязательств.
- Если бы у вас была возможность выбрать режиссера для экранизации своей книги, на кого бы пал ваш выбор. И кого из актёров вы видите главными героями?
- Из режиссёра и оператора. Я бы хотел, чтобы это были Фархат Шарипов и Александр Плотников. Мне кажется, они смогут. В Алматы на презентации обсуждали этот момент. Вот если бы у меня была такая возможность - выбрал их. Из актёров на роль Иманова мне видится Толепберген Байсакалов. В принципе он в гриме может и двух героев сыграть. Купца Байщегула и Иманова. Эдуард Табишев может стать Тропицким. Вполне его роль. Я бы с удовольствием посмотрел такое кино.
- Что вы сейчас читаете? Какая книга на вас повлияла и почему?
- Когда пишу, то стараюсь не читать книги. Это сбивает собственную подачу. А так обычно читаю сразу много книг, где-то сюжет, где-то язык, а где-то материал интересный. Из важных для меня книг, наверное, что-то в детстве больше всего влияло. Мне нравились книги с историей, после которых приходилось дополнительно идти в библиотеку, и искать ответы, читать другие книги на эту тему. То есть те книги, в которых есть созданный автором мир. Не важно, реальный или нет. «Два капитана», «Граф Монте-Кристо».
- Что вы считаете своим главным достижением на данный момент?
- Рождение дочки — это мое самое важное достижение.
- Ваша мечта?
- Чтобы все были живы и здоровы, на земле был мир — это духовные такие мечты. Из обыденно-практических хочу, чтобы реку Ишим прекратили мучить и не убивали природу.
С творчеством Тимура Нигматуллина вы можете познакомиться на страницах https://knigogid.ru/books/1735219-ya-ne-vru-mama
https://daktilmag.kz/author/timur-nigmatullin/2https://www.flip.kz/catalog?prod=2849772
https://www.meloman.kz/historical-novel/nigmatullin-t-1916-volchij-kosh.html
https://www.foliantbooks.com/product/1916-volchiy-kosh
https://www.litres.ru/book/timur-nigmatullin/ya-ne-vru-mama-63591158/
- Спасибо, за интервью. Желаю Вам творческих успехов!
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.