Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Читай, будь личностью!
В театр я попала практически сразу с роддома!!!...

22.10.2018 3170

В театр я попала практически сразу с роддома!!!

В театр я попала практически сразу с роддома!!! - adebiportal.kz

В этой рубрике будут не только поэты и писатели, но так же те люди, которые уже стали личностями. И во многих интервью наши герои говорят, что чтение книг имеет особую роль в их жизни, в личностном росте. Поэтому, читайте, будьте личностями!

 

Светлана Фортуна

  • Актриса высшей категории высшего уровня квалификации.
  • Ведущая актриса Академического русского драматического театра им.М.Горького.
  • Выпускница I Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей РФ. 2005 г.
  • Обладательница Гран-при Фестиваля авторской песни «Ала-Тау» в г.Алматы. 2008 г.
  • Обладательница премии Акима города Астаны в номинации «Лучшая женская роль» 2011г.
  • Обладательница премии Союза Театральных Деятелей Казахстана «Эдельвейс»
  • Представляя культуру города Астаны Светлана Фортуна несла Олимпийский огонь на Зимних Азиатских играх 2011 г.
  • 2012 г. Обладательница благодарственного письма Президента Республики Казахстан за активное участие в форуме победителей "Алға, Қазақстан" предвыборной кампании Н.А. Назарбаева, Астана 16.01.12 г.
  • Ведущая программы «Культура» Государственного телевидения «24kz»
  • 2017 г. Победительница в "Фестивале Этническиих театров Казахстана" в номинации "Лучшая женская роль" в спектакле "Анна Каренина".
  • Руководитель и мастер практики по ораторскому мастерству и актерской импровизации в "Мастерской Успеха Светланы Фортуны".
  • Тренер по эмоциональной компетентности.
  • Коуч.

 

Давайте начнем беседу с вашего детства, а точнее, любили ли вы читать в детстве и какой была ваша любимая книга?

 

- В 10 лет у меня появилась СВОЯ СОБСТВЕННАЯ комната. А значит, появилось свое пространство, где можно было упорядочивать личные вещи, предметы, книги. Полки для книг, висевшие над моей кроватью, были моментально заполнены. Это была моя сокровищница! Я очень часто над "златом чахла", перебирая, перепросматривая, свою коллекцию книг. Я помню такую картину: мои детские пальчики скользят по корешкам книг и произвольно останавливаются. Я раскрываю книгу ровно по-середине и жадным взглядом вырываю несколько фраз прям из самого сердца истории! И это длится вечность. Одна книга, вторая, пятая....унося меня в разные атмосферы, времена, философии, понятия взаимоотношений. И первой значимой книгой (и по объему и по наличию недетской философии) был роман Жуля Верна "Таинственный остров". Такая толстенная книга в ярко зеленом переплете, нехарактерном для советского издательства. Это одна из немногих книг, читая которую, я забывала есть и спать. Во-первых, это было настоящее приключение! А во-вторых, я была поражена тем, что человек так ресурсен! Произошел положительный взрыв детской программы! Книга о многом. Есть там и громкий вопрос Маяковского" - что такое хорошо и что такое плохо", и Гамлетовский -"быть или не быть", но мой фокус внимания был направлен именно на человеческие возможности и их развитие. Наверное, именно поэтому я до сих пор развиваю в себе такие ресурсы как управление собственными снами, ясновидение, не исключаю возможность развития телепортации и комфортной жизни без пищи.

 

Значит, вы уже с детства задумывались о смысле жизни?

 

- Я очень рано стала задавать себе вопрос - в чем смысл жизни? А еще раньше - моей жизни? В моем детстве всегда было много смысла, его мне давали родители, занятия танцами, музыкой, театром и КНИГИ. ЧИТАЯ их, я убеждалась, что все идет по плану вселенной и моя жизнь это тоже часть Божественного замысла.

 

Интересно, какие еще книги вы читали в детстве?

 

- Конечно же есть столпы в литературе, чья философия является уже заархивированной базой в сценарии моей жизни (уж и не знаю, хорошо это или плохо, но это факт), который я сама меняю по настроению и ощущениям. Так вот с 14 я познакомилась с Набоковым, в 15 с Достоевским, в 16 со Стефаном Цвейгом. В 17 с Мураками и Бенксом...и потом идет плеяда моих духовных учителей - Ошо, Кастанеда, Бах, Коэльо, Лобсанг Рампа, Кацудзо Ниши. Эти авторы всегда говорили со мной на интересующие меня темы, но еще больше они задавали для меня вопросы за ответами на которые я шла к своему отцу. Папа знал все! Потому что читал в этой жизни все и обладал феноменальной памятью. Если он чего-то не знал, он учил меня как найти информацию. Это было настоящее приключение искать ответы на вопросы и наполнять пустоты и пробелы жизнью фактов. Для этого у нас была Большая Советская Энциклопедия 1926 года выпуска и Философский словарь. Они все были в закладках, довольно потрепанные, потому как служили третьему поколению интересующихся и все в нотабене (NB) на полях.

 

Фото: Лена Сорокина

 

Что для вас значат книги?

 

- В моей жизни есть много вещей, которые делают меня счастливой. Один из моментов - это наличие книг, их количество и конечно же их запах. Аромат бумажных страниц и типографской краски никогда не заменят гаджеты с их невероятными объемами литературы. Читать бумажные книги - это мировоззрение, это стиль жизни.

 

Как много Вы читаете? (ежедневно или часто на неделе, что читаете: журналы, сайты, газеты, книги)

 

- С самого раннего детства до 30 лет, я читала, читала, читала. Это была в основном художественная литература, так как какая-то другая, литература психологического плана была недоступна, для меня, по крайней мере. Я читала, потому что было желание наполняться именно художественной литературой. Потом, когда стала доступна литература психологического, парапсихологического, философского плана, то есть все эзотерические знания вышли на поверхность и меня начала интересовать другая информация. Последние восемь лет я очень плотно поглощаю литературу совершенно другого качества. Художественная литература меня уже не так интересует, потому что, мне кажется, я уже прочитала достаточно много. Ну, по крайней мере мировую классику уж я точно знаю, знакома с ней не понаслышке. И сейчас, я читаю тогда, когда я истощена. Тогда, когда я не могу найти какой-то ответ на вопрос который сидит внутри меня. В свои 38 лет я достаточно много чего прошла, набралась опыта из жизни, из книг, от людей, которые меня окружают. Я могу неделями не брать книги вообще, могу вдруг начать читать запоем, и не отрываться и днем, и ночью в любую свободную минутку. Это хаотичный процесс!

 

Есть ли у вас своя техника чтения и когда вы предпочитаете читать?

 

- Я не обладаю никакими особыми техниками чтения, я не умею читать по диагонали, я не проходила уроки скорочтения, я не умею читать на расстоянии, но я умею читать только бумажные книги. Пожалуй это единственная техника. Книга должна быть раскрытой, в ней должны шуршать страницы, она должна пахнуть типографской краской, тогда для меня имеет особую ценность.

 

Мы многое черпаем во время прочтения той или иной литературы. Делаете ли вы заметки на полях или полезные, интересные для себя выписки.

 

- В юности у меня была специальная тетрадка-словарь, куда я выписывала незнакомые слова и яркие фразы, которыми сразу же пыталась апеллировать в разговоре. Кое-что приросло, остальное отвалилось и осталось в архивах. Эта замечательная привычка чиркать на полях, осталась у меня до сих пор. И если я беру книгу в руки, обязательно в союзе с карандашом. Вот и сейчас, читая книгу «Нестандартный ребёнок, или как воспитывать родителей» Владимира Леви, без карандаша не обойтись.

 

Как Вы выбираете книги, которые читаете?

 

- Моя маленькая полочка с книгами - это мой огромный мир. Он находится всегда от меня на расстоянии вытянутой руки. Я могу ночью проснуться, с закрытыми глазами включить ночник, протянуть руку, выхватить интуитивно нужную книгу, хаотично открыть и попасть в нужный абзац и абсолютно точно найти то место, которое мне сейчас жизненно необходимо. Вот так я работаю с книгами, мы очень глубоко чувствуем друг друга. Эта подборка книг у меня стоит на протяжении уже 10 лет на моей полке и они всегда меня наполняют. Я могу того же Синельникова перечитывать каждый год и это будет абсолютно новая информация, которая меня будет расширять и углублять. Это удивительные духовные мастера к которым я прибегаю каждодневно. Как я уже говорила, пользоваться книгами очень хорошая привычка, которую я развила в себе еще будучи в школе, и сейчас я пытаюсь передать этот опыт, этот навык своему ребенку. По поводу того как я выбираю книги.

Это авторы, которые напишут то, чего я еще не знаю. Это информация, которая даст мне какие-то практические знания. Которая даст мне техники, как я могу улучшить свою жизнь, свое сознание, свои взаимоотношения, с миром, с людьми, с детьми, с мужем, с коллегами. Это очень важно.

 

 

Сегодня в Интернете очень много различных литературных сервисов, которые предоставляют рейтинги книг, рецензии на произведения и т.д. Пользуетесь ли вы ими?

 

- Конкретно про какой-то сервис я, конечно, не скажу, но пользуюсь ли я отзывами и рекомендациями? Да, конечно! Это хороший навык, потому что нет времени на дрянь, нет времени на хлам. И конечно хочется почитать отзыв, рецензию, грамотных литераторов, литературоведов, грамотных людей и просто книголюбов. Ну, таких талантливых от природы, скажем, и понять стоит ли брать эту книгу, стоит ли ее скачивать с интернета, потому что сейчас очень много не нужной информации. Если раньше мы не могли найти информацию, то проблема сейчас в том, что мы буквально тонем в ней! Проблема в передозировке информации. В интернете есть все, и даже больше чем нужно. Как говориться вагон и маленькая тележка. Надо учиться фильтровать.

 

Касательно персонажей, есть ли такие, которые повлияли на ваш характер или вашу систему ценностей?

 

- Да, конечно же, любая книга, любой персонаж положительный или отрицательный, разницы не было, вносил свою лепту в мой характер, в мою судьбу, в мое мироощущение, в мое познание себя и мира. Будь это «Маленькая хозяйка большого дома» Джека Лондона, я хотела быть похожей на нее.

Будь это «Джейн Эйр», я хотела быть такой же сумасшедшей, странной женщиной, которую бы все боялись, женщиной загадкой, женщиной роковой. Если это «Маленький принц», то тоже хотелось быть абсолютно каждым персонажем из Экзюпери, и принцем, и розой, и лисенком.

Что бы я не читала, видимо это актерский внутренний склад характера, моментально надевать на себя кожу этого персонажа, пробовать быть таким же. Для творческого человека, для актрисы это совершенно нормально, это естественный процесс обучения.

И на систему ценностей влияли даже эпизоды. Из них, собственно говоря, и выстроилась матрица, которая называется опыт.

 

С кем бы из ранее живших или ныне живущих авторов вы бы хотели поговорить? Почему?

 

- Мне бы хотелось поговорить с Марком Твеном. Одним из остроумнейших авторов всех времен. Он был большим шутником, гением сарказма и черного юмора. Настоящий мастер слова! Я обожала читать его «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Я понимала что человек описывал свое детство и перечитывала эту книгу в детстве раз 5-6 точно. Это потрясающее приключение!

В моем окружении не хватает вот таких собеседников, гениев цинизма и сарказма. Сейчас это было бы кстати.

Со смехом вспоминаю, как он в свободное время любил писать в газеты опровержение своей смерти. Типа того, что: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены», и это очень смешно! Ну согласитесь?

Это, конечно, черный юмор, но это очень смешно! Так что, вот так тонко шутить, так вкусно, сочно и в черном цвете - это про Марка Твена. Мне бы с ним посидеть часок, другой, за чашечкой рома и вот так похохотать. Просто послушать человека и посмеяться.

 

Есть книги, которые мы перечитываем, есть книги, которые всегда с нами. Есть ли у Вас такие книги? Расскажите, почему Вы их цените?

 

- Валерий Синельников «Возлюби болезнь свою», эта книга моя настольная энциклопедия. Книга о тайнах подсознания, книга о том откуда берутся болезни, что такое болезнь, зачем мы болеем, и что с этим делать? Очень доступно, интересно. Я люблю покопаться в этой книге повспоминать своих знакомых, близких и родных. Сопоставить и понять, что, да, все это имеет место быть. На все мои вопросы по поводу болезней, эта книга отвечает. И она помогает изменить отношение к болезни самое главное, и сделать свое тело более здоровым и красивым.

 

Многие произведения становятся известными для широкой публики, после того как они будут экранизированы. Как вы относитесь к экранизациям? Самая успешная экранизация?

 

- Ну, во-первых, конечно же, это «Волшебник страны Оз», потому что лучше один раз увидеть этот фильм, чем три раза прочитать эту книгу. В этом случае фильм намного ярче и красочнее, чем само литературное произведение. Потом, мне кажется, «Крестный Отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация очень достойная, ну тут наверное большую роль сыграл Марлон Брандо, потому что не зря этот фильм где-то около трех или четырех премии «Оскара» получил. И по-моему Марлон Брандо в том числе «За мужскую роль». И третий фильм, это «Анна Каренина» Джо Райта. Я пересмотрела абсолютно все экранизации этого романа, но именно этот, с Кирой Найтли, самый удачный.

И несмотря на то, что для знатоков Толстого, для знатоков «Анны Карениной», для русской аудитории Кира Найтли не совсем похожа на классическую Каренину, я все-таки считаю, что это одна из лучших экранизаций этого романа. И даже никакая русская и советская версия в подметки не годится этому шедевру.

 

Так как вы актриса, не стоит спрашивать как часто ли вы ходите в театры. Но, очень хотели бы узнать как вы пришли к этому искусству? О вашей первой роли, и конечно же о первых впечатлениях.

 

- В театр я попала практически сразу с роддома!!!(смеется) Меня туда принес мой папа. Даже есть такая фотография, сделанная в мае восьмидесятого, где на сцене народного театра в городе Кара-Балта, где я была рождена, стоят актеры театра и папа держит меня - такой маленький кулечек! Фотография старая, черно-белая, понятное дело, и в профиль видно мое довольное личико. В общем, была у меня эдакая “театральная презентация”. Шла какая-то репетиция и актеры стояли на сцене и хлопали, а папа счастливый держал меня на руках, как будто понимал, что мой актерский путь уже начался. Отец был художником, режиссером-постановщиком, бутафором, сценаристом, сценографом и актером(в народных театрах так бывает)...в общем, разносторонний гений, да еще и с золотыми руками. С мамой они познакомились именно на сцене этого театра.

В этом союзе родилась я, и естественно, что в первую неделю своей жизни я попала прямиком на сцену. Потом в принципе, я оттуда и не вылезала.

В 5 лет я уже ходила на класс фоно, в 6 лет пошла на танцы, и почти в это же время я начала играть вместе с родителями на сцене в серьезных спектаклях...это я смутно помню.

А вот первая осознанная роль, которую я сыграла, была «Ундина» Жана Жироду. Это был огромный двухактный спектакль, который шел 3 часа, где я была в главной роли, и где я все 3 часа не уходила со сцены. Для меня это было очень тяжело! Это была такая пахота. Мы несколько раз сыграли этот спектакль, возили его даже в столицу Кыргызстана, в Бишкек. Участвовали в каком-то конкурсе, собирали залы. Но, в общем спектакль, конечно не прошло бесследно. Мне было тогда 16 лет и я тогда поняла, что театральное искусство, сцена - это огромный труд. Это не просто букеты, конфеты и аплодисменты, это такая тяжелая работа. Это помимо того, что тебе нравится есть еще и вещи, которые не очень нравится делать, но надо, потому что этого требует сцена. И от него ты никуда не убежишь, если ты вышел в первые 5 минут то тебе надо дожить, довести себя, энергетический героиню. Ну в общем это было тяжело для шестнадцатилетней девушки и тогда я поняла, что это не просто. Но мне это при всем при этом очень нравилось. Желание быть на сцене победило желание лени, отсутствия силы воли, отсутствия работоспособности. Видимо еще и генетическое подспорье работало на то, чтобы сделать из меня профессиональную актрису, чем мои деды, бабушки, которые и пели, и танцевали всю жизнь. Отец с мамой провели полжизни в Народном театре. Это все на уровне профессионального театра. У меня получилось пойти дальше, и сделать эту профессию своей и сделать театр своей профессией!

 

Вы играли во многих спектаклях, а какой из них ваш самый любимый и почему?

 

- На данный момент у меня есть два любимых спектакля, в которой я играю. Конечно есть такие, в которых уже я не играю, но они все равно остаются любимыми. Но если речь идет о действующих спектаклях, на которые зритель еще может попасть, то это, конечно же, спектакль Сергея Потапова, якутского режиссера, он же является автором этого произведения. Спектакль называется «Пробуждение» это очень серьезная, глубокая трэш-драма, очень тонкая вещь, показывающая нашу жизнь во всех ее красках, грязных красках, жестоких красках. Но во всем этом есть светлые, не то чтобы пятна,.... светлый финал. И многие люди планеты живут именно так, как в этом спектакле, к сожалению. Я люблю такие спектакли, которые трансформируют людей, на уровне эмоций, на уровне мышления. Для меня комедия конечно тоже неплохо, тоже терапия, терапия смехом….но если спектакль ранит, раздирает душу, пускает кровь по венам, если зритель сидит и еле дышит, задыхается от плача задыхается от стыда, от гнева, вот эта палитра чувств и эмоций для меня более важна. Понимаете, посмотрев такой спектакль, за полтора часа вы проживаете такой опыт, на который у вас возможно ушло бы 20-30 лет. Сейчас нет времени на долгую трансформацию!

Второй спектакль, это «Анна Каренина», который мы поставили в позапрошлом сезоне. Спектакль литовского режиссера Агниуса Янкевичуса. Спектакль в его интерпретации великолепен. Мне нравится играть ЭТУ Анну Каренину, мне нравится его прочтение Толстого, мне нравится как он показал линию этого треугольника Вронский, Каренина и Каренин. Много, конечно, мы купировали, много линий убрали, ну потому как невозможно в трех часовой спектакль поместить весь роман Толстого. Так что, вот эта интерпретация, пожалуй, лучшая! Думаю, это одна из лучших моих ролей. В прошлом году на конкурсе этнических театров, где наш театр участвовал с этим спектаклем, я получила приз «За лучшую женскую роль».

 

Дети чаще всего начинают осваивать литературу через экранизации и театральные постановки. Какую литературу стоит читать детям в реалиях современной жизни?

 

- Сегодняшних детей очень трудно заставить читать, но мне кажется это и не нужно, потому что это другие дети. У них уже другой уровень восприятия. В их матрице бытия вообще не заложена такая функция, как читать книги. Таких детей все больше и больше. А читающих все меньше и меньше. Это, наверное, зависит от темперамента, от характера. Потому что, темперамент это вязкость ума. Дети такие сейчас, очень быстрые, для них читать книгу это очень медленный процесс. Я думаю что есть вариант познакомить их с классикой, это – экранизация. Да, мне кажется, это неплохой вариант. Почему нет? Смотреть фильмы по классическим произведениям.

 

Сегодня люди переходят на чтение электронных книг, бумажные книги становятся все менее популярными. По вашему мнению, есть ли будущее у бумажных книг?

 

- Я думаю, что у бумажных книг будущее было, есть и будет! Интернет-пространство никогда не вытеснит бумажную литературу. По крайней мере, я так хочу, и в моем окружении очень много читающих людей. Мы из читающего поколения, и все эти люди, они любят читать бумажные книги. Я регулярно делаю такой соцопрос в окружении людей, с которыми я общаюсь. Мне самой всегда интересно, откуда они черпают информацию, из книг или с интернета? Так вот, все мое окружение, процентов 80, поют дифирамбы именно бумажным книгам, отдают предпочтение бумажным книгам, низко кланяются именно вот этому явлению, как бумажная книга. У всех этих людей дома большие библиотеки, хотя мы все понимаем, что сейчас лучше быть мобильным, и не привязываться к каким-то вещам, тем более книгам. Все это можно поместить на маленький электронный носитель, и не таскать с собой всю библиотеку из страны в страну. Но тем не менее бумажная книга это целая эпоха, бумажная книга это мироощущение. Взять книгу и почитать, полистать ее, это стиль жизни, это внутреннее создание собственной атмосферы жизни, так что, нет, бумажная книга никогда не умрет. И я наблюдаю в Москве, в Питере бумажные магазины расширяются и просто лопаются от информации, лопаются от печатной продукции. Это здорово, это чудесно. Конечно, там много белиберды и ереси, но среди этого хлама всегда можно найти классику, крутых философов, прекрасных психотерапевтов, психологов, духовных учителей и продвинутых гуру, которые сделают вашу жизнь более яркой, насыщенной и осознанной.

 

Что сейчас читаете?

 

- Сейчас я читаю Владимира Леви. Меня интересует такая информация, которая грамотно преподносит родителям как же воспитывать детей, как же правильно к ним относиться и почему важно относиться к ним, как к личностям? Поэтому, это Юлия Гиппенрейтер, это Фабер и Мазлиш, это Владимир Леви. Ну, и еще есть ряд педагогов, которые пишут очень здорово о детях. Так как я еще веду в своем инстаграме блог, где делюсь о том, что такое не репрессивная педагогика, и как уважительно и философски относиться к детям. Как быть с детьми друзьями? Вот поэтому мне приходится читать, и я с удовольствием это делаю. Так как я уже дважды мама и сейчас у меня на руках новорожденный младенец, я хочу с самых первых дней наладить с ней контакт. Сблизиться с ней максимально, максимально правильно, максимально быть для нее подругой. Вот старшей дочери уже 12, там может быть какие-то моменты уже упущены, поэтому у меня есть еще второй шанс, исправить все и быть с ребенком на одной волне.

 

Порекомендуйте книги нашим читателям?

 

- На первом месте это Андре Кукла «Ментальные ловушки». Он пишет о жизненных установках, которые отравляют нашу жизнь, которые делают нашу жизнь такой вот нечеткой, неясной, которые высасывают из нас энергию, которые снижают продуктивность и затуманивает наше сознание. Так вот, чтобы такого не было в нашей жизни, чтобы мы с вами четко видели цели и вообще свои желания, знали что мы хотим, почитайте Андре Кукла и про те ментальные ловушки, в которые мы сами себя загоняем.

Вторая книга этого Вадим Зеланд, я его обожаю, из серии «Трансерфинг реальности», я рекомендую вам почитать сразу пятую часть, чтобы не загружать себя водой, теорией. В этой части сгусток практических знаний, профессорских упражнений. Так как я сама тренер-практик, я все обожаю на себе использовать и попробовать. В пятой части описаны техники, которые реально работают. Чтобы изменить эту реальность, в которой вы живете надо воспользоваться этой информацией, попробовать хотя бы несколько методов на себе и тогда, может, ваша жизнь реально станет лучше.

Третья книга, которую я порокомендовала бы читателям, это Валерий Синельников «Возлюби болезнь свою».

 

На какой спектакль посоветуете сходить жителям Астаны?

 

- Первое, «Пробуждение» трэш-драма Сергея Потапова. Второе «Анна Каренина» Агниуса Янкевичуса. Третье, это «Евгений Онегин» московского режиссер Квятковского. «Ромео и Джульетта» Нурлана Асанбекова. Ну, чтобы расслабиться и сильно не грузиться, ведь есть такой зритель, который не любит слушать эти нравоучения со сцены, поэтому здесь я посоветую посмотреть легкий спектакль Рэя Куни «Смешные деньги» и «Примадонны» Кена Людвига. Вот две свежие и хорошие комедии.

 

 

Большое спасибо за интервью, желаю Вам творческих успехов и семейного благополучия!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.