Книга - это духовное сокровище, передаваемое из поколения в поколение. Французский поэт Пьер Буаст говорил: "Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философами". Поэтому, мы искали именно таких людей, и думаем, что нашли. Мы поговорили с известной телеведущей, журналистом, PR директором холдинга «Алмалы» Гаухар Керимовой. Она рассказала нам о своих любимых книгах, о театре и лучших экранизациях.
- Как много вы читаете?
- У меня и дня не проходит без чтения. Везде, где есть возможность, я читаю. В самолёте, на отдыхе, перед сном. Любая пауза заполняется книгами. У меня в одной комнате одна книга, в другой другая, я одновременно читаю две- три книги.
- Есть ли у Вас своя техника чтения?
- Специальной техники нет. Это все по настроению, конечно. Есть просто такая потребность и любую паузу я ею заполняю. Интернет открывает нам новые возможности, допустим газеты и журналы я практически полностью заменила на интернет-издания. Но от книги, конечно, невозможно отказаться.
- Делаете ли вы заметки на полях или полезные, интересные для себя выписки?
- В советский период, возможно, вам это незнакомо, но я училась в школе в самый разгар советского застоя. И у нас была традиция - все девочки вели песенники. Это была общая тетрадь, написанные от руки песни с рисунками, ведь в наше время даже невозможно было купить красивые открытки. Мы сами украшали эти песенники, у всех были песенники, а у меня - цитатник. Любую понравившуюся фразу из рассказа, из школьной литературы, из внеклассного чтения я выписывала туда. И туда же мы выписывали фрагменты, а иногда и полностью, так называемые «самиздатовские» произведения, и все это от руки. Не было же копировальных аппаратов и даже печатных машинок. Допустим Михаила Булгакова, Иосифа Бродского, Бориса Пастернака не издавали, невозможно было купить эти книга, представляете! Интернета не было, и мы друг у друга переписывали. И чаще всего это были стихи таких авторов как Белла Ахмадулина, Марина Цветаева, Борис Пастернак.
Это парадокс конечно, но хорошая качественная литература была в остром дефиците. Как какой-нибудь продукт питания, джинсы, или коньяк. Все это невозможно было купить. И за книгами стояли в очереди, сдавали макулатуру килограммами, чтобы заработать талон на какую-нибудь хорошую книгу. И конечно, с одной стороны, эпоха застоя для литературы была сложным испытанием, а с другой, своего рода эпохой расцвета, золотым временем, потому что тогда читали все и, наверное, это было основным занятием вне работы.
- Как Вы выбираете книги, которые читаете?
- Критериев как таковых нет. Но, чаще всего ориентируешься, конечно, на мнения читающих, знающих, авторитетных людей. Также могу ориентироваться на мнения самих писателей, литераторов и критиков.
- Пользуетесь ли Вы литературными сервисами в Интернете по предоставлению рейтингов книг, рецензий?
- Рейтингами я сейчас не пользуюсь, потому что вообще к любого рода рейтингам отношусь с некоторым недоверием. Неизвестно кто и как, по каким критериям подсчитывает эти рейтинги. Там же не пишут рядом список редакционной коллегии, допустим, «Топ-10 лучших книг». Понятно, если по продажам. Но опять же, показатель продаж — это не всегда показатель качества литературы. Поэтому, чаще всего ориентируюсь на тех, кто читает, критикует.
- Касательно персонажей, есть ли такие, которые повлияли на ваш характер или вашу систему ценностей?
- Наверное, не хватит целой книги, чтобы написать про все персонажи, которые оказали влияние на мою жизнь, или на мое становление. Вообще я люблю персонажей, которые оказываются перед проблемой выбора, которые окажутся в сложной ситуации, перед непростым выбором. И как правило все произведение — это о том, как человек поступает и почему он так поступает. И все это происходит в контексте исторических, культурных, логических, ментальных событий. Интересно именно следить за тем, как герой себя ведет в той или иной ситуации. И в этом смысле мне очень нравится сентенция Льва Толстого, когда он говорил о том, что люди не бывают плохие или хорошие, люди пестрые, они разные. В зависимости от обстоятельств. Вот литература тем и интересна, что ты изучаешь человеческую психологию, судьбу через его поведение в контексте событий. Узнаешь о нравах его эпохи, общества. И конечно же, через себя пропускаешь его поступки, а как ты бы поступил в этой ситуации, что бы ты сделал на его месте.
- Если бы Вы был писателем, кто был бы героем Вашего произведения?
- У меня был прекрасный педагог по литературе Емец Евдокия Степановна. Она, наряду с моей мамой, привила любовь к чтению. Но, мне кажется, что в наше время молодежь не очень прониклась к литературе из-за того, что у нас не хватает произведений про наше с вами время, про то время, в котором мы живем. За последние 20 лет у нас просто кардинально страна изменилась, люди прожили колоссальный стресс, сменилась парадигма нашего мировоззрения. Ход истории настолько круто повернулся. Но у нас нет героев нашего времени, нет литературы, на мой взгляд, которая бы отражала нашу жизнь, жизнь молодых. На их долю выпали просто несопоставимые с их возрастом испытания. В какое время они попали, как они выживали, как они поступали, как они применили свои способности и таланты. И мне, кажется, этой литературы не хватает, именно о нашем времени, о новейшей истории Казахстана. Вот о чем молодые хотели бы сегодня прочитать – про себя, про то, где им искать ориентиры и силу для своего возрождения и поиска себя в этом мире.
Я, конечно, не говорю о таких корифеях, которые проводят практически научные и философские исследования – это Олжас Сулейменов, Ауэзхан Кодар, Герольд Бельгер, есть прекрасный литератор Мурат Ауэзов, которые делали и делают очень много для литературы. Но это научная литература, которая больше ставит вопросы о культурологии, духовности, философии. Там больше научного контекста. А нашим молодым, мне кажется, нужны качественные вещи о них самих, может быть, не такие сложные. Потому что, литература – это как любое искусство, вы можете созерцать картину, но сходу не понять, о чем она, и почему так люди сходят с ума по этой картине? Человек постепенно приходит, как в любом деле, наверное, также к «профессионализму» в чтении. Наверное, юным нужно начинать с малого, с таких вещей как поэзия, например, у Александра Сергеевича Пушкина настолько простой язык, и настолько гениальный. Говорят же, что все простые вещи – гениальные, и в то же время все гениальное просто. Настолько простой язык, но настолько красивый, настолько гармоничный, - его слушаешь как как музыку. Это как музыка Моцарта, ты ее понимаешь сразу, ты ее слышишь, и она тебе нравится сразу. И также поэзия Пушкина. И вот, мне кажется, начинать нужно с таких вещей, а уже потом переходить к более сложным.
- С кем бы из ранее живших или ныне живущих авторов вы бы хотели поговорить?
- Сложный вопрос. Конечно же, хотелось бы поговорить с пророком Мухаммедом, через кого мы получили откровение всевышнего – Коран. С Александром Сергеевичем Пушкиным, и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. И с моими любимыми Ремарком и Маркесом, Львом Толстым, Иваном Буниным, Антоном Чеховым, Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой. В общем, много таких авторов. Конечно же, хотелось бы задать много вопросов Абаю Кунанбаеву, Сакену Сейфуллину, Ибраю Алтынсарину. Таких авторов очень много.
- Есть книги, которые мы перечитываем, есть книги, которые всегда с нами. Есть ли у вас такие книги? Расскажите, почему Вы их цените?
- Очень много книг, которые впечатлили меня, к которым хочется иногда вернуться. Но, как правило, ты не возвращаешься ко всему роману или рассказу, а иногда к каким-то фрагментам, которые тебя зацепили, и ты хочешь понять, так ли ты это понял через призму своего возраста и опыта.
Интересно было заново открыть Хорхе Луиса Борхеса и Габриэля Гарсия Маркеса. Это то, что касается латиноамериканской литературы, это сильные прозаики. Но это можно сказать и про любые понравившиеся произведения. Мы же в детстве или юности совсем иначе воспринимаем мир, а потом вдруг читаешь и обнаруживаешь совсем иные переживания. А бывает, наоборот.
Вообще, я иногда задумываюсь, где мы – Евразия, и где Латинская Америка. Почему я так полюбила этих классиков? Наверное, увлекла эта страстная, бескомпромиссная что ли, проза, наполненная чувствами, глубокими переживаниями. Герои на грани ходят между жизнью и смертью, такой выбор остро стоит всегда и где-то даже на грани мистики. Может быть, это привлекает читателей, эта буря чувств, буря эмоций и, соответственно, переживание становится глубже.
К любимым и к которым возвращаюсь, наверное, можно отнести всю классическую русскую литературу. Без конца можно возвращаться к Ивану Бунину, к Антону Чехову, к русской поэзии и найти что-то созвучное нашему времени и своим переживаниям в нем.
И, конечно, это «Слова назидания Абая». Можно сказать эта книга, которую можно не убирать со стола и всегда к ней возвращаться. Увы, конечно, потому что все пороки, которые он там описал, все еще в нашем обществе не изжиты.
- Многие произведения становятся известными для широкой публики, после того как они экранизированы. Как вы относитесь к экранизациям? Самая успешная экранизация?
- Если это популяризирует литературу, почему нет? Я считаю, как раз это такой современный язык, который молодежь прекрасно воспринимает и понимает. Одно из наиболее сильнейших впечатлений - «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко с Евгением Евстигнеевым и нашим замечательным казахстанским актером Владимиром Толоконниковым в главных ролях. Это, конечно, сильнейший фильм на мой взгляд, который ничуть не убавил достоинств самого романа.
Это советская версия Шерлока Холмса по Артуру Конан Дойлю. На мой взгляд это лучший телесериал, лучше даже голливудских последних экранизаций и британских проектов. Хотя это английский писатель.
В ряду счастливых писателей, чью прозу, на мой взгляд, не испортила экранизация, это американский писатель Стивен Кинг. Наверняка, вы видели фильмы «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка», «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи.
А есть и вовсе такие проекты, которые, наоборот, улучшили свои литературные исходные рассказы и стали известны благодаря экранизации. Это знаменитый фильм «Однажды в Америке», снятый по книге Гарри Грея и «Крестный отец» писателя Марио Пьюзо. Эти гангстерские киносаги настолько превзошли романы, что сделали авторов мировыми знаменитостями. Эти киношедевры настолько проникают, наверное, благодаря также гениальной музыке, блестящей актерской игре. «Однажды в Америке», например, я могу смотреть бесконечно, в том числе из-за музыки Эннио Морриконе и игры актеров. Прекрасная музыка к этому фильму и прекрасные эмоции, которые ты испытываешь. Что-то новое всегда выносишь из таких проектов-шедевров кино и литературы. Поэтому, если это язык современного общества, значит, наши большие воспитательные цели нужно доносить молодым через формат коллаборации кино и литературы.
- Часто ли вы ходите в театры, последняя постановка, которая вам понравилась?
- Хожу, если есть интересные спектакли. Стараюсь не пропускать гастроли зарубежных трупп. Поскольку по первому образованию я музыкант, интересные музыкальные спектакли, оперу и балет почти не пропускаю. Одно из таких приятных впечатлений — «Богема» Пуччини в постановке «Астана опера». Так было приятно видеть, что наши молодые оперные исполнители на этой сцене звучат очень достойно.
- Какую литературу стоит читать детям в реалиях современной жизни?
- Честно говоря, я не профессиональный литератор, ориентируюсь на собственный вкус и читаю им то, что сама читала в детстве. Начали мы, естественно, со сказок - казахские, русские, зарубежные сказки. Также это Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, братья Гримм, Шарль Пьерро, знаменитые сказки, на которых мы выросли. Но сейчас мы уже в таком возрасте, нам 11 лет, и мы переходим к более серьезной литературе. Сейчас у нас период приключенческой литературы.
Я вот чему удивилась, вы спрашивали как раз о том, что мы перечитываем и что при этом переживаем. Я недавно прочитала им «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери и так была поражена своей реакции. Это моя любимая книга детства, до дыр я ее затерла и при этом, читая ее через столько лет, я так была растрогана до слез, просто сердце на разрыв. Либо это твои переживания на данный момент откликаются на боль героя. Настолько пронзительно он пишет об одиночестве. В детстве, может быть, другие чувства ты испытываешь. Думаю, иногда полезно перечитать во взрослой жизни книги, которые в детстве тебя тронули. Столько в этом богатства и ярких воспоминаний. И, конечно, приятно, что ты еще «живой» и по-детски, искренне чувствуешь и испытываешь эмоции. Эти впечатления, которые остались в детстве после прочтения какой-то литературы, они сохраняются на всю жизнь.
- Сегодня люди переходят на чтение электронных книг, бумажные становятся менее популярными. По вашему мнению, есть ли будущее у бумажных книг?
- Вы знаете, по мировоззрению, я «зеленый человек», я бы отказалась полностью от бумажных книг, если б это было возможно. Чтобы сохранить лес. Но эта дискуссия, наверное, сродни той, что была в конце ХХ века, когда в разгаре было развитие телевидения на планете, все говорили о том, что это ужасно и театр умрет. Но, как видите на дворе ХХI век, театры процветают и, более того, есть такие театры, куда нужно за месяц записаться, купить билет и встать в очередь, чтобы увидеть постановку. Поэтому, думаю, и книга в этом бумажном виде не отомрет, но мы придем к тому, что книги будут делать из вторичного, переработанного сырья, и так по кругу. Ресайклинг сейчас становится трендом во всем мире и однажды станет и неотъемлемой частью казахстанской парадигмы, я в это верю. Потому что придут новые поколения и установят свои правила жизни, и это будет здорово!
Я люблю читать бумажные версии, я испытываю прекрасные эмоции, когда беру в руки книгу, это и запах типографской краски с бумагой, это тактильные ощущения, и это ожидания… Особенно, если ты что-то новое читаешь. Я, например, всегда хочу пережить какие-то особые эмоции, я жду этих свежих эмоциональных ощущений и надеюсь, что все-таки технологии настолько далеко уйдут вперед, что книги мы будем издавать исключительно из переработанного сырья. Это было бы прекрасно!
- Расскажите, о Вашей личной библиотеке? Как вы собираете книги, какими критериями отбора книг вы руководствуетесь?
- Знаете, с годами стараюсь избавиться от собирательства в принципе. Понятно, что в советское время библиотека была капиталом, который передавали из поколения в поколение. Естественно, от родителей мне часть библиотеки осталась. Но так получилось, что за последние годы мы, оставаясь верными нашим предкам, кочуем. Вслед за столицей переехали в Астану, затем назад в Алматы, в общем, за последние годы я раз пять переезжала и частями раздавала свою библиотеку. Один мой друг постоянно занимается делами колонии в пригороде Алматы, и я передала часть книг в колонию для заключенных. Часть библиотеки отдала в школу, где учились мои дети. Это классика школьной литературы, какие-то обучающие книги. Для себя оставила только книги об искусстве и своих любимых авторов.
- Порекомендуйте книги нашим читателям?
- Познакомившись в социальной сети с одним человеком, с которым мы обсуждали какие-то новинки, фильмы и книги, мы стали обсуждать и проблемы литературы и истории Казахстана. И он любезно прислал мне книгу Каната Серикбаева «Заповеди Тенгри». В ней через призму духовного развития, через духовный опыт наших предков показана история становления, этногенеза и развития тюркской цивилизации. Она вроде такая скромная по объему, но в ней много исторического, этнографического материала. К сожалению, маленький тираж, 3 000 экземпляров всего. Мне кажется, сейчас таких исследований и изданий должно быть больше, потому что у нас такая парадоксальная ситуация, мы иногда мировую зарубежную историю и литературу знаем лучше, чем собственную. Понятно, что была объективная ситуация в советский период, тогда не приветствовалось изучение национальной культуры и истории, часто она и вовсе замалчивалась. На самом деле, у нас богатое историческое прошлое, и оно не изучено. По роду работы я однажды снимала фильм «История столиц Казахстана» к Дню Астаны, и мы со съемочной группой проехали по всем ныне существующим большим археологическим раскопкам Казахстана. Это западный Казахстан - Сарайшык, Южный – Отырар, Сыганак, Сауран. Меня настолько это потрясло, я человек, вроде бы интересующийся этими фактами и событиям, нигде не читала об этом и не видела в социальных сетях, передачах или СМИ.
Меня поразило, что такой богатейший материал буквально лежит у нас под ногами, под землей, который мог бы открыть глаза нам на многие вещи. Единственно, что сделали, благодаря госпрограмме «Культурное наследие», какие-то были выделены средства и что-то успели раскопать в этих городах. А там лежат тысячи гектаров не раскопанной земли, и там столько всего о наших с вами предках, о нашей земле и людях, которые жили на ней.
Мне кажется, мы сейчас остро нуждаемся в таких исторических литературных вещах, написанных в доступной форме, для широкого круга читателей. Поэтому с большим интересом погрузилась в «Заповеди Тенгри».
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.