Чтение на 10 минут: Бексултан Нуржекеев. "За что? "

Поделиться:

22.02.2024 1430

Известный казахстанский писатель Бексултан Нуржекеев отмечает сегодня свой восемьдесят третий день рождения. Он родился 22 февраля 1941 года в колхозе имени Джамбула Октябрьского района Талды-Курганской области, и завоевал славу не только как автор многочисленных произведений, но и как искусный редактор и общественный деятель.

Путь Бексултана Нуржекеева к литературному Олимпу начался после окончания филологического факультета Казахского государственного университета имени С.М. Кирова в 1965 году. Его талант и страсть к слову быстро привлекли внимание общественности. Работая учителем, лектором и редактором, он углубил свои знания и опыт, чтобы принести своему народу лучшее из мировой литературы.

Первая повесть Бексултана Нуржекеева, увидевшая свет в 1968 году на страницах журнала «Жулдыз», уже предвещала его будущий успех. Вся его творческая деятельность пронизана глубоким пониманием казахского народа, любовью, семейными ценностями и судьбами женщин.

С годами его профессионализм и влияние только укреплялись. Он прославился как автор романов, повестей и рассказов, таких как «Күй толғақ» (1972), «Күтумен өткен ғұмыр» (1974), «Бір ғана махаббат» (1982), «Ерлі-зайыптылар» (1987), «Бейтаныс әйелдің құпиясы» (2002), «Әйел жолы – жіңішке» (1998). Каждое его произведение - это глубокое погружение в историю и культуру казахского народа, отражение его духовных стремлений и борьбы.

За свои заслуги перед литературой и культурой Казахстана, Бексултан Нуржекеев был награжден высшей государственной премией за роман "Әй, дүние-әй", который ярко отразил историю и дух народа от 1916 года до периода первых национальных выборов в 1991 году. Таким образом, его творчество не только заслуживает восхищения, но и оставляет непередаваемый след в истории казахской литературы.

А сегодня мы будем говорить о рассказе Бексултана Нуржекеева «За что?». Само название в начале кажется немного странным. Но, после прочтения вы поймете, что к чему. Название рассказа «За что?» можно трактовать как вопрос, возникающий у читателя по ходу чтения произведения, а также как ключевой мотив и тема рассказа. В рассказе рассматривается вопрос о причинах и мотивах действий героев: за что они совершают определенные поступки, какие цели преследуют и какие последствия это имеет.

Также «За что?» может относиться к внутреннему конфликту каждого из персонажей, когда они сталкиваются с моральными дилеммами и вынуждены выбирать между собственными интересами, дружбой, справедливостью и местью. Таким образом, название «За что?» подчеркивает многозначность и сложность мотивации героев, а также вызывает у читателя вопросы о справедливости и нравственности их поступков. Итак, перейдем к рассказу…

 

Рассказ начинается с момента внезапной атаки на дремлющего сторожевого пса, что создает непредсказуемую атмосферу напряжения и таинственности. Описание ночной тьмы и звуков усиливает ощущение загадочности происходящего. Встреча всадника с хозяином дома обнаруживает давние враждебные отношения между персонажами, раскрывая сложные интриги и взаимные обвинения. Напряжение нарастает с каждым обменом слов, подчеркивая непримиримость сторон и достигает своего пика с развязкой конфликта. Персонажи высказывают свои обиды и недовольство друг другу, подчеркивая глубокие разногласия и непримиримость. Убийца демонстрирует свою безжалостность и уверенность в себе, игнорируя предупреждения хозяина. Эмоциональное напряжение нарастает с каждым словом, пока не происходит неожиданное и кровавое развитие событий.

Такое продолжение рассказа сохраняет интригу и заставляет читателя задуматься над моральными дилеммами и последствиями действий героев. Сцены наполнены эмоциями и напряжением, что делает чтение захватывающим и заставляет задуматься о смысле происходящего.

Жумекен представлен как легендарная фигура, обладающая невероятными навыками и необычными чертами характера. Его мастерство в охоте и стрельбе делает его объектом восхищения и уважения для многих, а его беспечный образ жизни только придаёт ему дополнительную привлекательность в глазах окружающих. Несмотря на свои греховные поступки, Жумекен остаётся популярной фигурой, и его подвиги становятся предметом обсуждения и даже зависти среди местных жителей.

Загадочность и притягательность Жумекена подчёркиваются его внешностью и характером. Его брови, которые постоянно нахмурены, стали символом его непокорности и силы воли, а также вызывают различные легенды и истории. Жумекен олицетворяет свободу и бесстрашие, что делает его фигурой, наделённой многими качествами, которые люди восхищаются и пытаются повторить.

Присутствие непонятных и мистических аспектов вокруг Жумекена добавляет ему таинственности и интриги, что усиливает его обаяние и загадочность. Его репутация и легендарные поступки делают его центром внимания и источником бесчисленных историй и разговоров в округе.

В произведении так же рассказывается о событиях, которые подтверждают сложность политической обстановки и напряженные отношения между различными этническими группами. Абдикен и Южанин обсуждают последствия насилия, совершенного бандитами, и его влияние на отношения между казахами и русскими.

Бандиты, совершив резню в ауле, вызывают недовольство и недоверие между казахами и русскими. Это становится поводом для разжигания межнациональных конфликтов и роста напряженности. 

События ночной засады и борьбы с бандитами демонстрируют отвагу и решимость Абдикена и его товарищей, а также слаженное действие между ними. Их дружба с Южаниным становится ещё крепче в результате совместной борьбы.

Абдикен – старший брат Жумекена. После происшествия Абдикен вызывает Жумекена к себе. Жумекен и Абдикен обсуждают разногласия в отношении колхоза и его роли в обществе. Абдикен призывает Жумекена принять участие в колхозе, видя в этом способ повышения благосостояния и будущего общества, в то время как Жумекен выражает своё нежелание участвовать в этом процессе. Этот разговор подчёркивает глубокие разногласия и непонимание между братьями относительно политических и социальных изменений в обществе.

Тут разгорается ожесточенный спор между Жумекеном и его собратом относительно их взглядов на жизнь, их отношений с колхозом и местными властями. Жумекен выражает своё недовольство налогами, которые порождают страх и бегство среди местного населения. Он относится к колхозу и к советской власти с сильным скептицизмом, считая их источником бед и несправедливости.

В свою очередь, его брат призывает к разумному подходу к ситуации, отмечая, что колхоз — это семья, и что слухи и страхи могут быть использованы против народа теми, кто стоит в тени. Он призывает Жумекена принять участие в общественной жизни и признать ценность советской власти и колхоза для развития общества.

Спор этих двух персонажей отражает широкие социальные и политические разногласия, присущие той эпохе. Разные взгляды и ценности приводят к конфликтам и неопределенности в обществе, а погоня и задержание Жумекена демонстрируют возможные последствия для тех, кто откровенно выражает своё недовольство.

В итоге пограничники, возглавляемые Абдикеном и Южаниным, оказываются в ловушке, когда на них начинают стрелять с противоположного берега рекиЖумекен продолжает свои преступные деяния, а его атаки становятся все более агрессивными и смертельными. Погибают и ранены несколько пограничников, включая Южанина, что приносит глубокую скорбь и гнев в отряд.

Несмотря на опасность и угрозу, Абдикен ощущает обязанность отомстить за своего друга и товарища, поклявшись, что не оставит этот поступок безнаказанным. Его решимость подчеркивает его силу характера и приверженность к своим принципам.

Описанный момент также передает чувство беспокойства и темноты, усиливая атмосферу напряжения и опасности, которая охватывает персонажей в этой ситуации. 

Этот фрагмент продолжает развивать напряженную атмосферу и в конечном итоге приводит к смертельному столкновению между Абдикеном и Жумекеном.

Абдикен и Умбет собираются атаковать Жумекена, надеясь на то, что они смогут обмануть его и убить. Но Жумекен, будучи умным и опасным противником, стреляет первым, раня Абдикена и вводя Умбета в состояние страха и паники.

Абдикен, несмотря на ранение и гнев, пытается найти и убить Жумекена, но его выстрелы оказываются неудачными. В конечном счете, когда Жумекен наводит прицел на Умбета, Абдикен делает решительный выстрел, убивая своего опасного противника.

Однако, победа над Жумекеном стоит слишком высоко для Абдикена, который понимает, что его действия привели к смерти не только Жумекена, но и к глубокой трагедии для него самого и его товарищей. Переживая горе и утрату, он осознает тяжесть своего решения и своей судьбы.

Поделиться: