Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Омар Асель

Омар Асель

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором
Асель Омар (Казахская ССР, Алма-Ата) — российская и казахстанская писательница, эссеист, литературный критик, кандидат философских наук, PhD.

Асель Омар родилась 29 мая 1973 года в столице Казахской ССР, городе Алма-Ате, в семье архитекторов. Печататься начала в школьные годы, в газетах «Дружные ребята», «Неделя», выступала на Казахском радио. Её дед Кудышев Омаргали Кудышевич — известный казахстанский журналист и общественный деятель, другой дед, Журмбек Сыдыков — геолог, академик АН СССР. В 1990 году Асель Омар с золотой медалью окончила алма-атинскую школу №39 им. В.И. Ленина.

После окончания школы Асель поступила в Литературный институт имени А. М. Горького, который закончила в 1995 году. В 1996 году окончила Московский институт международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли. После учёбы работала в республиканской газете «Новое поколение». Статьи и эссе Асель, литературные и кино-рецензии, очерки и репортажи в области общественно-политической жизни, вышедшие за время работы в газете, отразили тенденции становления постсоветского общества, во многом трансформировали казахстанскую журналистику в сторону свободы и независимости, нередко становились предметом острой дискуссии на страницах СМИ, в среде интеллигенции.

В 1998 году вышла первая книга стихотворений и прозы «Credo» (ISBN 9965-425-26-4). В предисловии к книге критик Н. Жармагамбетов писал: «Трудно не заметить яркую, откровенно талантливую поэзию Асель Омар, где смелость и свобода стиха сродни отсутствию страха высоты: поэт не боится даже традиционно сложных, „закрытых” тем. Точное, будто фотографически насыщенное бытописание исподволь предвещает трагедию страны и народа на заре XX-го столетия, выраженную через историю одной семьи». Рассказы, повести и стихотворения были опубликованы в «Сборнике современной казахстанской прозы», «Антологии казахстанской поэзии», «Не только любовь», «СМИ и культура», в российских и казахстанских литературных журналах Простор, «Нива», Юность, «Сцена», «Тамыр», переведены на французский и английский языки («Missives», «Youth»), рецензии - в «Литературной газете».

Автор книг прозы «Ранние холода» (2007, ISBN 9965-18-210-8), «Синий волк» (2009, ISBN 978-601-7208-08-0), "Талисман Тенгри" (2012, ISBN 978-9965-22-390-7), вышедшие по программе Министерства культуры и информации Республики Казахстан по программе «Социально-важные виды литературы» и включающие в себя рассказы из цикла «Талисман Тенгри». Это рассказы «Дервиш и Роза», «Два клинка», «Волчье сердце», «Станция Тимур» и другие, основанные на сплаве стилизации древнетюркской мифологии и политической истории, плавно перетекающие и переплетающиеся с мифологией и историей нашей страны в XX веке. Рассказы этого цикла многослойны, созданы на границах мистического реализма и криптоистории.

Экзистенциальным манифестом поколения, рождённого в 70-е, стал рассказ «Черный снег декабря» о декабрьских событиях в Алма-Ате 1986 года, названный А. Кодаром «анатомией страха»: его стилистика, намеренно хаотичная, отражает хаос и сумятицу нашей действительности, которую невозможно преобразовать при помощи сознания, скованного страхом. «Автор изображает события сухо и жестко, с изрядной долей иронии, — пишет А. Кодар, — это нетрадиционное освещение декабрьских событий, нацеленное на демифологизацию общественного сознания».

Повести «Satisfaction» и «Гастарбайтер» раскрывают современные проблемы неокапиталистического общества, главная из которых — глобальное одиночество жителя мегаполиса. Взгляды на глобализацию отражены также в выступлении автора на 42-й международной конференции писателей в Словении (2010) «Писатель и глобализация. Литературные образы» («Writer and globalization. Literary images»).

Член Союза писателей Казахстана, Союза писателей Москвы, Русского ПЕН-Центра, член Союза журналистов СССР и Союза журналистов Москвы, Российского философского общества. Лауреат премии «Дебют-97», победитель литературного конкурса «Москва – территория мира и согласия» в номинации «Проза». Награждена грамотами Правительства Москвы и Ассамблеи народов России за вклад в культуру города Москвы и в дружбу российских народов. В 2013 году награждена Золотой Есенинской медалью за верность традициям русской культуры и литературы.

В 2002—2004 гг. училась на факультете игрового кино Высших Курсов сценаристов и режиссёров в мастерской Эмиля Лотяну , которому посвящено её эссе «Прикосновение к свободе». В 2003 году стала автором сценария и режиссёром короткометражных фильмов «Игра» и «Шоколад».

В 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «история философии» на тему «Нуминозный опыт индивида в контексте предфилософии (РУДН). Проблемы историко-философского анализа» на материале мифологии доисламских тюрков». На основе герменевтического подхода к текстам автор показывает, что нуминозность — опыт переживания присутствия бога — является основой самоидентификации индивида, а изучение становления философии из предфилософской традиции невозможно рассматривать без учёта номадического типа цивилизации. Основные положения научной работы отражены в опубликованных работах «Логос древнетюркского мифа», «Понятие нуминозного опыта (на материале тенгрианства)», «Онтологические основы мифологии», «Нуминозный аспект мифологического сознания Бенджи Компсона в романе У. Фолкнера «Шум и ярость»», «Ненависть в мегаполисе. Идеология разрушения как этический компонент современного нуминозного опыта» и других.

Асель Омар является специалистом по связям с общественностью, работая в крупнейших девелоперских компаниях, создателем брендов в области инвестиционно-строительной деятельности, а также преподаёт дисциплину «Связи с общественностью» в вузе.