Дидар Амантай - известный казахский писатель, лауреат Государственной молодежной премии Дарын, премии Тарлан в номинации Новое имя - надежда. Родился 5 февраля 1969 года. Отец Дидара, Амантай Косылбеков, был сельским врачом. Долгие годы он проработал участковым педиатром в Карагандинской области, в Талдинском районе, в Карагайлы, затем прошел специализацию по инфекционным болезням и стал заведующим инфекционного отделения. Нагрузка в нем, как и во всей райбольнице, была всегда высокая, Амантай-ага считался специалистом ответственным, не раз руководство награждало его грамотами и благодарностями, а вот коллеги, друзья ценили его за широкий кругозор и явные литературные способности. Его дар передался сыну-первенцу, правда, увидеть, как удачно складывалась его творческая биография, ему не было суждено. По окончании школы Дидар учился в политехническом институте, отслужил в СА на Дальнем Востоке, окончил философско-экономический факультет КазГУ, факультете кино Института театра и кино им. Т. Жургенова, работал в агентстве «Хабар», возглавлял редакции газет; стал лауреатом Государственной молодежной премии «Дарын«; Независимой премии «Тарлан», дважды побеждал в литературных конкурсах Фонда «Сорос-Казахстан». Сейчас Дидар работает главным редактором киностудии «Казахфильм».
Первым книгу Д.Амантая «На вершинах Каркаралы» прочел Герольд Карлович Бельгер, и нам бы хотелось привести слова столь авторитетного литературного критика, писателя. «Ему ныне сорок. А писать начал рано. Помню, еще лет пятнадцать назад он был на устах казахской молодежи... Мое внимание привлекли его философские этюды и лапидарные литературные зарисовки о казахских и зарубежных писателях. Импонировало то, что он читающий писатель. Мне всегда казалось (и кажется), что пишущих писателей в казахской литературе много, а читающих — слишком мало. А Дидар и пишет, и читает. И читает при этом не только казахскую и русскую литературу, но исправно и увлеченно — зарубежную. И еще одна грань: он поразительно краток. Тоже неказахская черта. Казах предпочитает говорить долго, длинно, обстоятельно, издалека, от Адама и Евы, витиевато, упиваясь красноречием, нанизывая слова-словеса, как люля-кебаб, на саженный шампур. Абай заметил: «Слово казаха длиннее, чем у других наречий». Хотя из каждой строки самого Абая нынешние рыцари пера запросто выкроют повесть. У Дидара роман — сто страниц; повесть — десять, рассказ — три-четыре, литературоведческий, философский этюд — одно-два предложения. Пишет он плотно, короткими фразами, экономно, сухо, оставляя много «люфта» для разгадывания, додумывания, размышления, толкования читателя. Он не разжевывает. В прозе он философ, в философии — прозаик. Читателю он предлагает только выжимки, экстракт, суть своих раздумий и наблюдений. Он убедителен в диалогах, деталях, штрихах, нюансах. Он создает настрой. Часто овеянный печалью. Герои его — молодые люди, ищущие, сомневающиеся, легко ранимые, рефлексирующие, взыскующие. Все это я смутно чувствовал, читая лишь обрывки, фрагменты из его ранних писаний. Чем-то, отдаленно Дидар напоминал мне моего незабвенного друга Аскара Сулейменова...»
О Дидаре, как о кинодраматурге, стоит отметить особо. Вместе с Газизом Насыровым им был написан сценарий к военной драме «Кара майор» («Настоящий полковник», «Афганец»), позже их соавторами стали с Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий-Власов. Режиссер-постановщик этой картины киностудии «Казахфильм» им. Ш.Айманова — Егор Михалков-Кончаловский. Интересен и тот факт, что прототип «Кара майора», Керимбаев Борис Тукенович, лично присутствовал на съемках и является консультантом картины. Съемки велись в Алматы, в Чарыне. Мы были свидетелями, как в районе Капчагайского водохранилища гремели взрывы, автоматная стрельба, бронетехника, летали боевые вертолеты. Снимался эпизод, в котором советские бойцы, попавшие во вражескую засаду, доблестно отбивались от душманов. Между съемками режиссер поделился с нами своими мыслями о работе: «Особо приятно, что в условиях кризиса в Казахстане можно работать над таким не простым объемным кино! Конечно, это не «Звездные войны», но очень значимо, ведь мы снимаем не диалоги на кухне. В нашем распоряжении рота солдат аэромобильных войск. Сегодняшнюю сцену можно назвать самой опасной, сложной, масштабной...Сценарий написан по конкретным фактам из жизни реальных участников афганской войны.» По сюжету, группа кинематографов отправляется в Афганистан для съемок документального кино «По дорогам А. Македонского». Их сопровождает человек, некогда воевавший на землях Афгана и потерявший ногу в ходе боевых действий — Марат Аюмов. Он хорошо владеет фарси, знаком с местными традициями. Но никто не знает, что он служил в составе мусульманского батальона спецназа ГРУ СССР под командованием легенды афганской войны «Кара майора». Марат планирует найти могилу друга, некогда захваченного душманами. Сослуживцы были влюблены в одну девушку Сауле. В результате рискованной поездки сомнения Марата рассеялись, а телевизионщики сняли совсем другое кино... В фильме снялись звезды российского и казахского кино.