Владимир Федорович Михайлов - поэт, писатель, публицист, автор семи книг стихов, изданных в Казахстане и России, и документальной повести «Великий джут» («Хроника Великого джута»), вышедшей уже третьим изданием у нас в стране и готовящейся к изданию в Германии. Главный редактор литературно-художественного журнала «Простор». Лауреат международной премии «Алаш».
В этом году в издательстве «Жибек жолы» вышло избранное стихов Валерия Михайлова «Золотая дремота», по сути отражающее более чем сорокалетний путь его в поэзии.
О поэте Валерии Михайлове всерьез заговорили после стихотворного цикла «Антиох Кантемир»:
«Уже прочли и Гамбург и Париж Сатиры иноземные, зевая, А ты их в списках потайных хранишь, Страна родимая и крепостная. О, эта заколдованная твердь! Запрет на слово жгучее наложен…»
Стихи ходили по рукам, обсуждались в писательском баре «Каламгер». Помню, сияя карими глазами, читала их Тамара Михайловна Мадзигон. Неожидан был взгляд на судьбу основоположника русского стиха, узнаваемой – сквозь историческую дымку – «заколдованная твердь» брежневского застоя. И все же «Антиоха» опубликовал в «Просторе» Валерий Антонов, а в 1983 году вышла первая книга В. Михайлова «Прямая речь». Отметим: почти все стихи первой книги вошли в нынешнее избранное – а Валерий Михайлов требователен к публикуемому. (Для справки: «Антиох Кантемир» датирован в избранном 1977 годом, первые стихи – 1963-м). Но выходила первая книга с трудом – углядели-таки в стихах «не советский» дух бдительные комитетчики. В издательстве «Жалын» состоялось обсуждение рукописи, за нее вступились Павел Косенко, Надежда Чернова.
Но, скорее всего, не заступничество коллег решило ее судьбу. Вероятно, шумок вокруг книги сына дошел до Михайлова-старшего, главного редактора республиканской партийной газеты «Казахстанская правда». Однажды дома он попросил у Валерия рукопись. Вернул быстро, книжечка была тоненькая, чуть больше печатного листа. «Хорошие стихи», – сказал Федор Прокофьевич. Общеизвестно, редактор «Казахстанской правды» Ф. П. Михайлов и своих сотрудников не давал в обиду даже перед самой высокой властью. Об участии отца в своей поэтической судьбе Валерий Федорович рассказывает, не стесняясь и не гордясь. В отличие от многих сыновей знаменитых отцов – не комплексуя. Хотя, думаю, и их отношений коснулась извечная проблема «отцов и детей». Но сын словно определил для себя до поры до времени идти в отцовском фарватере, сохраняя силы, которые неизбежно выведут его на свой собственный путь.
Надо сказать, из-за сложившихся обстоятельств и вопреки строгой советской производственной этике, пришлось журналисту Михайлову-младшему работать в газете своего отца. На что Федор Прокофьевич испрашивал разрешения у самого Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Сын, конечно, очень старался быть не хуже других сотрудников. Однако именно по распоряжению ЦК убирали Валерия Михайлова из газеты за статью, в которой журналист писал, что воздух в Алма-Ате дурной, а станет еще гаже, если не заниматься экологией столицы. Видно, не верноподданнический тон был у этого выступления, тон свободного человека, который в партийной газете недопустим. В результате он пришел в журнал «Простор», в котором проработал девять лет. И хотя гласит известная сентенция: «В одну реку нельзя войти дважды», Валерий Михайлов в своей журналистской карьере «по второму кругу» сначала стал главным редактором «Казахстанской правды», а потом – журнала «Простор».