Датский романист и драматург Карл Адольф Гьеллеруп родился в Рохольте в семье Анны (Фибигер) Гьеллеруп и Карла Адольфа Гьеллерупа, лютеранского священника, который умер, когда мальчику было 3 года. Карла привез в Копенгаген кузен его матери Юханс Фибигер, священник, теолог и поэт, оказавший значительное влияние на юного Г. Будучи еще школьником, Г. начал писать и вскоре после окончания Хэрслевской школы (1874) сочинил трагедию «Сципион Африканский» ("Scipio Africanus") и драму «Арминий» ("Arminius"); ни та, ни другая пьесы опубликованы не были.
В том же году Г. поступает в Копенгагенский университет на богословский факультет. В университете юноша знакомится с книгами Дарвина и увлекается радикальными литературными теориями крупного датского критика и литературоведа Георга Брандеса. Это было время критического осмысления Библии, когда подлинность четвертого Евангелия стала вызывать сомнения. Г. перестал верить в Бога и, несмотря на богословский диплом, вышел из университета (1878) атеистом. В студенческие годы на Г. наибольшее влияние оказали такие гиганты немецкой литературы, как Гете, Кант и особенно Шиллер, чьи стихи служили для Г. образцом.
«Идеалист» ("En idealist", 1878), небольшой по объему роман, написанный сразу после окончания университета, был первым опубликованным произведением Г. В этом романе, вышедшем под псевдонимом Эпигон, изображен своевольный молодой интеллектуал, который отвергает богословие и церковь. Во втором романе, «Ученик германцев» ("Germanernes laeriing", 1882), выведен молодой человек, переживающий, как и сам Г., кризис веры.
В новеллах, написанных Г. в последующие годы, таких, как «Соль мажор» ("G-Dur", 1883) и «Ромул» ("Romulus", 1883), остро чувствуется влияние Тургенева. В это время писатель путешествует по Италии, Греции, Германии, России, Швейцарии и Швеции, что нашло свое отражение в «Классическом месяце» ("En klassisk maaned", 1884) и в «Годе странствий» ("Vandreaaret", 1885), знаменующем собой разрыв Г. с радикальным движением и с Брандесом, натурализму которого писатель предпочел немецкий классицизм и античную литературу. Наиболее значительным ранним произведением Г. является драма в стихах «Брунхильда» ("Brynhild", 1884), навеянная «Кольцом нибелунгов» Рихарда Вагнера. Сказывается на «Брунхильде» и влияние греческой драмы, шекспировского белого стиха и аллитеративного стиха древнеисландской «Эдды».
Между 1885 и 1887 гг. Г. жил в Дрездене, где завершил драматическую поэму «Тамир» ("Thamyris"), а в 1887 г. женился на Анне Каролине Хойзингер, бывшей жене музыканта Феликса Бендикса и кузине Георга Брандеса. За «Брунхильду» и «Тамира» Г. получил пожизненную пенсию. Следующими его произведениями были «Хагбард и Сигне» ("Hagbard og Signe", 1888), трагедия в прозе и стихах, в основу которой легла датская народная легенда, и любовный роман «Минна» ("Minna", 1889), действие которого происходит в Дрездене. В эти же годы писатель выпускает поэтический сборник «Книга моей любви» ("Min kaerligheds bog", 1889).
Отойдя от героической трагедии, Г. начинает писать современные драмы в духе Ибсена: «Герман Бандель» ("Herman Vandel", 1891) – о несчастной любви и самоубийстве молодого школьного учителя, «Вуторн» ("Wuthorn", 1893) – о трагедии влюбленных из горной деревни, и «Его превосходительство» ("Hans Excellence", 1895) – о продажном правительственном чиновнике. Драма «Вуторн» более 100 раз игралась в копенгагенском театре Дагмар.
В 1892 г. Г. поселяется со своей семьей в Дрездене и начинает писать на немецком языке, который он назвал своим «истинным средством выражения». В эти годы написаны романы «Пастор Морс» ("Pastor Mors", 1894) – пасквиль на протестантского священника, и «Мельница» ("Mollen", 1896), где речь идет о раскаявшемся убийце из датской деревни. Последующие произведения Г., по его же собственным словам, «принадлежат немецкой литературе... и нашли свое истинное понимание главным образом в Германии».
В середине 1890-х гг. под влиянием Шопенгауэра и буддийского учения Г. увлекается идеей растворения личностного начала в нирване. Под воздействием буддизма написаны «Жертвенные огни» ("Die Opferfeuer", 1903) – пьеса о религиозном пути ученика Гаутамы Будды, и такие романы, как «Пилигрим Каманита» ("Der Pilger Kamanita", 1906), рассказывающий о молодых людях, живших во времена Будды, и «Вечные странники» ("Die Weltwanderer", 1910) – история двух влюбленных, которые сознают, что это не первая их жизнь.
Значительную роль в присуждении Нобелевской премии по литературе 1917 г. сыграли политические соображения. Хотя Швеция во время первой мировой войны оставалась нейтральной, ее близость к Германии воспринималась неоднозначно. Состоявшиеся встречи королей Дании, Норвегии и Швеции были призваны упрочить единство скандинавских народов. Чтобы лишний раз продемонстрировать нейтралитет Швеции и ее дружеские связи с Данией, Шведская академия наградила сразу двух датских писателей – Г. и Хенрика Понтоппидана. Г. был удостоен Нобелевской премии «за многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы». Из-за войны церемония награждения не проводилась. Известие о награждении Г. было встречено в Дании без энтузиазма – у себя на родине Г. считался по преимуществу немецким писателем.
Г. умер в 1919 г. в Клоцше близ Дрездена. При жизни писателя критика хвалила его за использование литературных форм, соответствующих возвышенным философским идеям, однако после смерти Г. его авторский стиль постепенно утратил свою привлекательность, а посмертная репутация не шла ни в какое сравнение с прижизненной.
Источник: noblit.ru