Деледда Грация
Итальянская писательница Грация Деледда родилась в деревушке Нуоро на Сардинии. Отец ее был довольно состоятельным юристом, трижды избиравшимся мэром. Как и многие женщины этой горной деревушки, мать писательницы, урожденная Франческа Камбоса, была неграмотной. Хотя по местным понятиям, семья Д. принадлежала к числу зажиточных – у них был пресс для получения оливкового масла и собственная винодельня, – жизнь юной Д., ее двух братьев и четырех сестер была довольно примитивной. Позднее Д. назвала Нуоро, местечко, где жизнь не менялась на протяжении столетий, «поселением бронзового века». Деревенская жизнь была настолько замкнутой, что местные жители говорили не по-итальянски, а на логудоресском диалекте, очень близком латинскому языку. В соответствии с местными патриархальными обычаями ни Д., ни ее сестер практически никогда не выпускали одних из дому. И все же из-за того, что дом Д. являлся своего рода центром местной общины, девочке с ранних лет удавалось общаться с самыми разными слоями сардинского населения.
До 10-летнего возраста Д. посещала местную начальную школу, а также брала частные уроки итальянского и французского языков. Кроме того, девочка очень много читала – особенно русскую прозу XIX в. и романы Гюго и Бальзака. Увлекалась она также сардинскими балладами и легендами. В возрасте 8 лет Грация начинает писать стихотворения и рассказы, основанные на местном фольклоре. Д. было 15 лет, когда ее рассказ «Сардинская кровь» ("Sangue sardo") появился на страницах римского иллюстрированного журнала. В 1892 г. ее первый роман «Цветок Сардинии» ("Fior di Sardegna") был благожелательно принят критикой. В 1895 г. книга Д. «Честные души» ("Anime oneste") вышла с предисловием итальянского литературоведа Руджеро Бонги.
В это время Д. продолжала жить в Нуоро. После смерти отца она занималась семейной винодельней и одновременно вела обширную переписку с писателями и критиками. Однако, получив неожиданно большую сумму за французский перевод «Честных душ», Д. передала управление винодельней своему брату Андреа и в 1899 г. по приглашению Марии Манки, издательницы журнала «Донна сарда» ("Donna sarda"), на страницах которого часто появлялись произведения начинающей писательницы, едет в столицу Сардинии Кальяри. Здесь она встречается с Пальмиро Мадесани, чиновником министерства финансов, за которого в 1900 г. выходит замуж. В том же году, когда ее мужа перевели в Рим в военное министерство, Д. предпринимает свое первое путешествие за пределы Сардинии. Молодая чета поселяется в Риме, где живет и в дальнейшем, воспитывая двух сыновей.
На протяжении всей последующей жизни Д. пишет приблизительно по одному роману в год. Несмотря на то что жизнь в Риме нравилась писательнице, действие ее книг происходит в Сардинии, ее лучшие романы являются яркими иллюстрациями простой и суровой жизни обитателей острова, – жизни, не имеющей ничего общего с современностью. «Я знаю и люблю Сардинию, – однажды заметила романистка, – ее народ – мой народ, ее горы и долины – это часть меня самой. Зачем нам искать темы где-то за тридевять земель, когда человеческая драма разыгрывается у нас перед глазами Сардиния так и просится на страницы моих романов».
Хотя творчество Д. с трудом вписывается в то или иное литературное направление, ее зрелые произведения можно рассматривать в контексте движения натуралистов Писатели-натуралисты, такие, как Эмиль Золя, Теодор Драйзер и др., находились под сильным влиянием учения Чарлза Дарвина, Герберта Спенсера, других философов и ученых-позитивистов. По мнению натуралистов, поведение человека определяется наследственностью и окружающей средой то есть тем, что от самого человека не зависит. Как правило, главными героями натуралистов являются представители низших классов, которые прежде не удостаивались внимания писателей. Эти герои несчастны из-за социальных условий и собственных неуправляемых страстей. До начала 20-х гг. в творчестве Д. имелись элементы натурализма, хотя поэтичность и цельность ее произведений нетипичны для писателей натуралистической школы. Кроме того, в отличие от натуралистов, которые, как правило, придерживались социалистических убеждений, Д. была совершенно аполитична.
Герой ее первого, имевшего большой успех романа «Элиас Портулу» ("Elias Portolu", 1903), чтобы пережить неудачную любовь, становится священником, однако в конце концов осознает, что для служения Богу не пригоден. Будучи не в состоянии разрешить конфликт между собственными страстями и запросами общества, он вынужден разделить судьбу многих других героев Д.: от невинности он идет к греху и виновности, а в конечном итоге обретает искупление через страдания.
В течение следующего десятилетия популярность Д. в Италии быстро растет. «Пепел» ("Cenere") – роман об одинокой женщине, которая жертвует собой ради своего незаконнорожденного ребенка, – появился в 1904 г. В 1916 г. по этому роману снимается фильм с участием итальянской актрисы Элеоноры Дузе, для которой главная роль в этом фильме стала первой и последней ролью в кино. В эти годы Д. принимает также участие в переработке для сцены своего романа «Плющ» ("L'edera", 1908), пьеса была поставлена в театре в 1909 г. В основу либретто оперы «Благодать» ("La grazia"), которая была написана Винченцо Микетти в 1923 г., легли рассказы Д. К числу других значительных произведений этого периода относятся романы «Голуби и ястребы» ("Colombi e sparvien", 1912) и «Тростник на ветру» ("Саппе al vento", 1913).
По мнению большинства критиков, кульминацией реалистического периода в творчестве Д. стал роман «Мать» ("La madre", 1920), действие которого происходит в отдаленной сардинской деревушке на протяжении всего двух дней. Местный священник страстно влюбляется; его мать, видя страдания сына, испытывает невыносимые мучения. Хотя персонажи и сюжет достаточно просты, изображены они с яркостью и выразительностью классической трагедии.
После романа «Мать» манера Д. претерпевает существенные изменения. Писательница преодолевает ранний пессимизм, увлекшись идеей искупления через любовь. Романы этого периода, как считают критики, не столь удачны по сравнению с предшествующими. Они утратили красочность описания сардинской жизни, что составляло главную силу Д. как писателя; теперь Д. больше интересовали экономические и физиологические аспекты современной жизни. К таким произведениям относятся «Секрет одинокого человека» ("Il segreto dell'uomo solitario", 1921) и «Бог живых» ("Dio dei viventi", 1922).
В 1927 г. Д. получает Нобелевскую премию по литературе за 1926 г. «за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь ее родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом». Вручая премию, Хенрик Схук, член Шведской академии, заметил, что Д. «живописует природу, как мало кто в европейской литературе». Он также заявил, что итальянской романистке свойственно «серьезное и глубокое понимание религиозной проблематики... ее произведения часто грустны, но никогда не пессимистичны». Д. приняла премию, сказав всего несколько слов, традиционной Нобелевской лекции писательница не произносила.
Спустя несколько месяцев после получения Нобелевской премии у Д. была обнаружена злокачественная опухоль в груди. Писательница продолжала упорно работать еще девять лет; скончалась она от рака 16 августа 1936 г. в Риме.
Д. была скромной, склонной к уединению женщиной, которая писала по внутренней потребности без особых интеллектуальных претензий. Хотя действие большинства ее самых ярких произведений происходит на Сардинии, итальянский критик Джузеппе Равеньяни не причисляет Д. к авторам «местного колорита». «В своем искусстве, – писал он, – Д. исследует жизнь со всей проницательностью и чуткостью, на которую только способна женщина». По его мнению, в лучших произведениях Д. «есть что-то от Библии... веет патриархальным величием Ветхого завета». Д.Г. Лоуренс писал, что Д. описывает «захолустное простонародье с мастерством Томаса Гарди». В предисловии к роману «Мать» Лоуренс, впрочем, замечает, что Д. «не в состоянии проникнуть в природу человеческого страдания и страсти», как это удается великим гениям. Тем не менее он находит, что романистке удалось «проникнуть в психологию примитивного человека».
Что же касается более современных отзывов критики на творчество Д., то литературовед Томас Дж. Бергин в 1980 г. отметил, что «в последние годы ее престиж несколько уменьшился». Тем не менее, продолжал он, «несмотря на то, что манера Д. в настоящее время несколько устарела, описанные ею человеческие взаимоотношения трогают до сих пор, а непретенциозный стиль по-прежнему звучит.
Самое читаемое
Антон Чехов. Человек в футляре
«Сила женской любви: анализ и впечатления от рассказа Мухтара Магауина «Әйел махаббаты»
Творчество, объединяющее народы: В честь Герольда Бельгера
Антон Чехов. Человек в футляре