Библиотека
Героиня «романа в пяти действиях» Б.Шоу «Пигмалион» (1913), дочь Алфреда Дулиттла, лондонская цветочница, за шесть месяцев превращенная профессором фонетики Генри Хиггинсом в «герцогиню». Существует предположение, что Шоу заимствовал ситуацию Э.Д. из романа Т.Смолетта «Приключения Перегрина Пикля», в одном из эпизодов которого герой с успехом выдает некую специально им обученную девицу-нищенку за леди. Образ Э.Д. был создан для актрисы Патрик Кемпбелл и дописывался в процессе репетиции в лондонском «Театре Его Величества» (1914).
Героиня буквально «врывается» в пьесу: вульгарная, чумазая, с дикой, нечленораздельной речью, не лишенной подчас своеобразия (например, знаменитые «Уу-ааааа-у!» или «Кто шляпку спер, тот и тетку укокошил»). Генри Хиггинс решает - на пари с полковником Пикерингом — сделать из нее «настоящую леди». В ходе эксперимента Э.Д. переживает серию превращений. Первое - когда ее «отмывают до такой красоты», что родной отец не в состоянии узнать. Второе - когда она, очаровательная, с изысканной речью и манерами, выигрывает Хиггинсу пари. И третье - когда она обнаруживает свое новое, пока еще не устоявшееся, хрупкое, но живое «Я». Обретая правильную речь, она, подобно героиням любимого Шоу Ибсена, прежде все-го обретает себя самое — не просто «хорошие манеры», а иной способ «быть». И, что очень важно, «быть» самостоятельно, независимо от воли своего учителя — ваятеля Хигтинса. Э.Д.— героиня типичного шовианского парадокса. Ей, как героине древнего сюжета о Пигмалионе и Галатее, полагалось бы, влюбившись в Хигтинса, стремиться к браку с ним.
Но Шоу не мог создать такую героиню. Его Э.Д., коиечно, привязаиа к Хигтинсу, но при-рода этого чувства для нее самой не вполне очевидна, во всяюм случае, эротический отте-нок не преобладает. Для героини гораздо важ-нее и интереснее собственная персона. Драма Э.Д. в том, что она в каком-то смысле не «довоплощена» своим «создателем», пробудив-шим в ней природную одаренность — не только музыкальность, актерские способности, замечательный слух, но и яркую, мощную индивидуальность. Хиггинс именно пробудил, а не воспитал свою Галатею, и это благодаря тому, что Э.Д. — дочь своего отца, блестящего ора-тора и философа, мусорщика-джентльмена Алфреда Дулитгла. Конечно, Э.Д. уже не может вернуться к себе прежней. И не хочет. Бе смятение понятно: она уже хочет жить само-стоятелыю, но пока не знает, как. Натура страстная, тонкая, в отличие от Хиггинса, открытая другим людям, умеющая различать и ценить их душевные свойства, Э.Д. по-человечески безусловно выигрывает в «споре» со своим Пигмалионом. Героиня Шоу призвана разрушить стереотип соответствия традиционному образу «хорошо сделанной пьесы»: вместо того, чтобы мечтать о флердоранже и мар-ше Мендельсона, она строит планы самостоятельной жизни. Понятно, что отсутствие явной любовной интриги в сюжете о Галатее и Пигмалионе разочаровывало поклонников Б.Шоу. В интерпретациях сюжета — мюзикле А.Д.Лернера и Ф.Лоу «Моя прекрасная леди» (в экранизации которого роль Элизы сыграла Одри Хепберн, 1964), фильме-балете «Галатея» с Е.С.Максимовой в главной роли (1977) — акцентировалась именно лирическая сторона взаимоотношений героев. Зато в пьесе А.Эйкборна «Воспитание Риты», сюжетно созвучной пьесе Шоу, усилен мотив драматического «превращения» одаренной ученицы.
Лит.: Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1968. С.135-142; Пирсон X. Бернард Шоу. М, 1972. С.269-284; Образцова А.Г. Стелла Патрик Кемпбелл. М., 1973. С.114-140.
Т.Н.Суханова