Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Персонажи
Ер-Каптагай
Ер-Каптагай
Рейтинг: 1.000

ЕР-КАПТАГАЙ – литературный герой рассказа «Легенда о Ер-Каптагае» Г.Мусрепова, написанного в 1941 году. Создание его совпало с историческими событиями – началом Великой Отечественной войны. Прочитанное в контексте исторической эпохи рассказ приобретает  дополнительный символический смысл.

Сюжетную основу рассказа Г.Мусрепова составляет легенда о великане Ер-Каптагае, которого никто не мог победить. События разворачиваются в далекую доисторическую эпоху, когда жили на земле великаны. «Из дымового отверстия вылетали искры, каждая величиной с большой пчелиный рой. Буран, не боясь укусов, подхватывал их и швырял о скалу. Иногда из юрты доносился протяжный трубный звук, который перекрывал неумолчный гул бурана. Это чихал Ер-Каптагай. Он удобно устроился у очага, смотрел на багровые языки пламени и думал о том, что ему сегодня пришлось услышать от своих сородичей». Ер-Каптагай узнает о том, что на землю найманов направляется некий великан Азрет-Али, который несет какое-то новое слово и требует принять его слово и повторять с восторгом и верой. Встреча двух батыров происходит в момент, когда Ер-Каптагай садится ужинать вместе с сыновьями. «В доме этом жили такие люди, что есть из одного блюда они не могли. Их пальцы мешали бы друг другу. Поэтому перед Ер-Каптагаем, перед каждым из четверых его взрослых сыновей стояло отдельное блюдо. А вареного мяса было наложено столько, что по нынешним временам хватило бы накормить досыта целый аул». Сила и мощь батыра подчеркивается в описании деталей внешнего мира. «В те времена великаны и скот держали великанский. Голова верблюда была величиной с нынешнюю юрту. Ер-Каптагай успел проголодаться, и потому разом отправил в рот все мясо, снятое с верблюжьих скул, верблюжий язык, мягкий горловой хрящ». Батыр по достоинству оценивает гостя, увидев в нем равного себе. «Густые черные усы, такая же черная борода, круглая, ухоженная. Высокий, статный… Настоящий джигит». Соблюдая обычай гостеприимства, Ер-Каптагай предложил пришельцу угощение, но тот, не зная здешних обычаев, не принял его, отказался, чем вызвал негодование хозяина. «Уязвленный тем, что его угощение отвергается дважды, старик сам проглотил и печенку, и жир, потом схватил с блюда верблюжью голову и запустил его в пришельца». Сильный и могучий Ер-Каптагай отличается благородством души: он не преследует незнакомого гостя, покинувшего его дом. На другой день Азрет Али вновь отправился в дом Ер-Каптагая. «Ер-Каптагай не стал прерывать его, хотя слова, которые пел пришелец, по-прежнему ничего не говорили старику. Но все же ему начало казаться. Что в этих звуках скрыта какая-то большая тайна, и он вот-вот постигнет ее и сразу станет ясно, зачем покинул свой дом этот человек… Но чудилось в этих звуках старику и другое: если поддаться им, то неузнаваемо изменится его жизнь и перестанет он быть похожим на самого себя…». Так и не добившись от батыра Ер-Каптагая признания своей веры, Азрет Али уходит из этой земли. «И больше, пока живы были Ер-Каптагай и его сыновья, он сюда не показывался». Так, великан Ер-Каптагай победил самого великана Азрета Али. С образом Азрета Али связана тема принятия новой веры – ислама, которую проповедовал тот. Появление книги символизирует начало письменности у древних тюркских народов. Битва Ер-Каптагая и Азрета Али – это битва двух вер. Ер-Каптагай свято чтит обычаи и традиции своих предков, ему чужда другая вера. И поэтому он не принимает слово Азрета Али. Ер-Каптагай олицетворяет истинных батыров – защитников своего народа, патриотов своей земли. 



Исина Н.У.


Литература

Мусрепов Г.Мужество матери. Рассказы. – А-А., 1958. – 111 с.

 Мусрепов Г. Рассказы разных лет. /Пер. с казах.- А-А: Жазушы, 1979 – 336 с.

Мусрепов Г.однажды и на всю жизнь: избранные повести и рассказы / Г.мусрепов.- Семей: Международный клуб Абая, 2002. – 256 с.

Ашимханова С.А. Поэтика прозы Г.Мусрепова: автореферат дисс. Канд. Фил.наук.: 10.01.08. / С.Ашимханова. – А., 1999. – 27 с.