Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Салтанат
Салтанат - adebiportal.kz
Рейтинг:

Героиня повести Дулата Исабекова «Гауһартас».  С ее обликом и характером  читатель знакомится благодаря младшему брату мужа Салтанат: «Я увидел свою женеше в окружении девушек. Тонкий белый шелк покрывал ее лицо.  Она была стройна, чуть ниже меня ростом. Руки прижаты к груди. Белые тонкие пальцы едва заметно подрагивали. Она, казалось, не дышала, а может, замерла на мгновенье. Вчера, отпуская лошадей пастись, я видел, как она, сидя под сопкой, говорила о чем-то с подругами.  Солнце только всходило, и речка светилась золотом.  Плечи женеше покрывал расписной платок».

Салтанат растопила лед в сердце даже нелюдимого и мрачного свекра, а уж свекровь ее полюбила сразу – всю свою любовь, которую муж не позволял ей изливать на сыновей, объясняя тем, что избалуются – она отдала невестке. 

Лишь один человек не ценил Салтанат – ее собственный муж, воспринявший буквально самые неверные догмы семейной жизни. Жена для него – такая же собственность, как юрта, ей не пристало много думать или чувствовать. От всех ее вопросов и чувств он досадливо отмахивался, как от мухи, бормоча в ответ «ненормальная», а то и поднимая руку. И это при том, что Тастан не лишен достоинств – он честен, трудолюбив, ответственен, уважает свою семью, но жене достаются лишь жалкие крохи его внимания. Бедная Салтанат продержалась бы еще меньше, если бы не младший брат Тастана - Каиркен,  ставший для нее родным. Каиркен еще только начинает свой путь в жизни, но у него более верные жизненные ориентиры, чем у Тастана. У него встречает Салтанат необходимую ей поддержку, сходство мыслей и чувств – оба они любят и тонко чувствуют природу и музыку, находят счастье даже в самых незначительных вещах. И все же видя мучения Салтанат, он и сам глубоко страдает и осуждает брата за жестокость и душевную скупость: «Никак не может побороть свою дремучесть Тастан. Мелькнет в нем что-то доброе, человеческое и он скорее глушит это». 

Семейное счастье в одиночку не построишь – вот и хрупкая Салтанат, взвалившая на свои плечи этот непосильный груз, не выдержала. Она сделала счастливыми всех вокруг, а сама погибла, замерзнув без доброго слова и ласки. Слишком поздно Тастан понял, как много значила она для него, и ничего не смог исправить: «И его фигура согбенная, будто постаревшая фигура, и большие руки, бессильно брошенные на колени, и склоненная голова были полны такой жестокой тоски и страдания, что у меня дрогнуло сердце. К сожалению, только перед мертвой открыл свое сердце Тастан».