Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Персонажи
А
Анна Снегина
Анна Снегина
Анна Снегина - adebiportal.kz
Рейтинг:

Героиня поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» (1925). Один из прототипов, по свидетельству сестры поэта,— помещица Л.И. Кашина. В исследовательской литературе принято рассматривать два последних года жизни Есенина как «подлинный расцвет творчества поэта», приведший его от надрывного трагизма «Москвы кабацкой» к таким произведениям, как «Русь советская», «Песнь о великом походе», «Ленин», «Анна Снегина». Последняя расценивалась как «редкий поэтический документ революционной эпохи», созданный на основе личных наблюдений и переживаний Есенина от поездок в село Константиново в 1917-1918 гг.

В этом контексте образ А.С. приобретал черты социально определенные (манерная помещица, «важная дама»), которыми в конечном счете объяснялся исход любовного конфликта: раскол в стране разводит героев по разным жизненным дорогам. Драма социальная в первую очередь вычитывалась в письме А.С. из Лондона: «Я часто хожу на пристань // И, то ль на радость, то ль в страх, // Гляжу средь судов все пристальней // На красный советский флаг».

Идеологический анализ проблематики поэмы и ее центрального образа обнаруживает упрощенность в сопоставлении с автобиографическими основами произведения. Смуту времени, кровавые будни войны и революции, разрушение мирного крестьянского уклада есенинский герой переживает почти отстраненно, со всей силой трагической иронии и печали своего «рокового» одиночества в хаосе жизни.

А.С. представляется отражением смятенной души героя поэмы. Обрывки малозначащих фраз, воспоминания двух-трех мимолетных встреч, облик, едва уловимый сквозь бред лихорадки и неразбериху дней, ощущение утраты навсегда исчезающего мирного и доброго прошлого,— из этого слагается таинственный, зыбкий и будто не вполне законченный образ А.С. В то же время для Есенина героиня знаменует собой вынужденное расставание с духовными идеалами «серебряного века», со своей «прекрасной дамой» — «ласковой» мечтательницей в «белой накидке», олицетворением «родины» и «весны».


Лит.:

Козловский А. О поэте // Есенин С. Стихотворения. Поэмы. М., 1982;

Карпов А.С. Поэмы Есенина. М., 1989;

Куняев С.С. Трагедия стихии и стихия трагедии // За строкой учебника. М., 1989.


Н.И. Короткова