Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов

Ботакан
Рейтинг: 0.000

Библиотека

БОТАКАН – литературный герой повести «И вечный бой…» С.Санбаева. Представитель поколения 60-70-х годов XX в., С.Санбаев одним из первых обратился к жанру исторической прозы. Народные предания, легенды и притчи оживали под пером талантливого прозаика, обретая новую жизнь. Литературным дебютом автора явилась повесть «Белая аруана». Вслед за ней появились «Когда жаждут мифа», «Коп-ажал», «И вечный бой…». В заглавие повести вынесены строки из стихотворения А.Блока. Это одна из первых повестей, написанных казахским прозаиком в 1967 году и вошедших в сборники под названием «Дорога только одна» (1974), «Когда жаждут мифа» (1989).

Сюжетную основу повести «И вечный бой…» составляет легенда о некоем батыре Ботакане – вожде племени уильских кипчаков, прославившемся подвигами в сражениях. Молодой, отважный вождь Ботакан ведет свои войска в новые походы, отвоевывая все новые и новые земли. Но каждый поход завершается гибелью лучших воинов. «Беспокойным стал Ботакан после первой победы. Лучших воинов собирал он по аулам и уходил в набеги. Пригонял табуны и раздавал соплеменникам. Возвращался он израненным, редели ряды его воинов, но каждый, кого он включал в число своей тысячи, гордился этим. Только смелых и ловких, таких, как сыновья Карасая, отбирал». Вся жизнь героя проходит в битвах и сражениях с врагами народа. Именно в них крепнет сила и мощь батыра. «Воины всегда должны искать достойных соперников, чтобы помериться силами, - учил юношей Ботакан. – Слабеют кипчаки, потому что грызутся между собой, и кипчаки становятся рабами кипчаков. Вам возродить славу отцов!..». Для Ботакана военные походы, битвы – это школа, где проходят испытание батыры, где они учатся искусству боя. Вождь Ботакан мечтает возродить славу предков, вернуть кипчакам былое величие. Но он не понимает и не разделяет чувства и переживания матерей, чьи сыновья сложили головы на поле боя. Одна из них, старуха Самига вступает в поединок с вождем Ботаканом, осуждая его действия. «Ботакан понимает: горе заставляет старуху так разговаривать. Но эти ее слова на руку тем, с кем он давно не ладит. Они выражают взгляды тех, кто не видит дальше своих очагов. Своих табунов и стад, не видят дальще сегодняшнего дня. А завтра несет опасность». Ботакан решителен в своих намерениях: он считает, что воины должны ходить в походы.

- Ты хочешь, чтобы кипчаки сидели дома. Чтобы они под сенью прежней славы занимались скотоводством и тешили жен. … Посмотри на кипчаков, и ты увидишь, что они разучились держать мечи!... Нет у монголов неповиновения, и сильны они одной целью. Это слишком большая сила. Я воин, а глаза воина радует не количество скота у его народа!».  Битва вождя Ботакана и его воинов с монголами завершается поражением. Тяжело раненного Ботакана рядом с телами погибших воинов находит старуха Самига на поле сражения. «Когда лучи солнца ударили в лицо Ботакану, его веки дрогнули, и он медленно открыл глаза. Долго и бессмысленно смотрел он из-под набрякших век на светлеющее небо. Потом глухо застонал, увидев орла, легко и стремительно кружившего в вышине. … Взгляд Ботакана все пристальнее следил за птицей, парящей в блещущей синеве… Под этим вечным небом рождались и довольствовались короткой жизнью люди. Торопились что-то совершить, дни и дела свои подчиняли какой-то цели, трудно, через победы и поражения, радость и тяжкое горе постигали мудрость жизни… И оставалось вечное небо, после них солнце и песни… Мир уходил от него непостижимым, словно он не бился в нем…». Подобно Андрею Болконскому - герою толстовского романа-эпопеи, вождю и воину Ботакану впервые открывается подлинный смысл жизни. Только теперь, глядя в небо, он понимает бессмысленность своих походов и сражений, унесших жизнь многих его соплеменников. Ботакан принимает смерть как истинный батыр. Он исполнил свой долг перед народом и теперь уходит из жизни, оставляя на земле бессмертную славу о себе. Таков финал повести «И вечный бой…». С образом вождя и батыра Ботакана связаны мотивы борьбы, возмездия, прозрения.


Исина Н.У.


Литература

Ауэзов М. Времен связующая нить. М., 1975.

Каратаев М. Вершины впереди. А., 1979.

Сидоров Е. В поисках истины. А., 1973.

Исмакова А.С. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль

(начало XX века и современность). – Алматы: Гылым, 1998. 394 с.

Санбаев С. Дорога только одна. Повести и роман. А., 1974.

Санбаев С.  Когда жаждут мифа: Повести, рассказы.- Алма-Ата: Жазушы, 1989.-352 с