Библиотека
СОБАКА – персонаж одноименного рассказа грузинского писателя Н. Думбадзе. Сюжетную основу его составляет история мальчика, который в тяжелые военные годы, несмотря на голод, нужду и болезнь деда, приводит в дом бездомную собаку. Вместе с дедом он вступает в борьбу с жителями горного села, чтобы спасти животное от людской жестокости. Первая встреча мальчика с собакой происходит в столовой. «В столовую забрела длинная, приземистая, тощая черная собака с ввалившимися боками. Она несколько раз прошлась по комнате, искоса поглядывая на меня, потом, осмелев, подошла ближе» [4, 209]. Из жалости к измученной голодом собаке мальчик бросает ей макаронину. Персонаж чувствует внимание к себе и отвечает: «Через минуту, решив привлечь мое внимание, собака несмело тявкнула» [4, 209]. Чудовищный поступок буфетчика, нанесшего тяжелую рану животному, вызывает в душе мальчика чувство ненависти к обидчику и глубокое сострадание к собаке, которая отвечает ему взаимностью. «Искалеченный пес подполз ко мне и ласково ткнулся мордой в мои колени…» [4, 211]. Жизнь пса меняется: из бродячей собаки он превращается в верного помощника, сторожа дома и внимательного собеседника. Но вот начинается массовое истребление собак, во время которого тяжело ранили и пса. Соседи требуют деда избавиться от собаки. Дед поручает внуку вывести собаку за село и убить. С ружьем в руках отправляется мальчик за село, ведя за собой пса. «Тогда Собака подняла голову и уставилась на меня добрыми печальными глазами» [4, 217]. Увидев глаза животного, маленький герой вынул из ружья гильзы и выбросил их в реку. «Собака несмело подошла ко мне, лизнула руку, потом вдруг сорвалась с места, бросилась к реке и несколько минут прыгала, кувыркалась, вертелась в воде, поднимая фонтаны брызг. Выйдя на берег, она отряхнулась и, утомленная, легла на песок. Из раны на лапе у нее сочилась кровь, и глаза были полны слез. …. Собака смеялась!» [4, 217-218]. Мальчик отпускает Собаку на волю, чтобы спасти ее от людского зла. Многое изменяется в жизни села. Перемены происходят и в доме героя. После тяжелых мучений умирает дед, оставляя внука сиротой. В день похорон во дворе дома появляется «лохматая, грязная, с приставшими к шерсти шариками чертополоха Собака. Не глядя на людей, не обращая ни на кого внимания, Собака проследовала через весь двор, поднялась на балкон и заглянула в дедушкину комнату. Не найдя там никого, она вошла в зал, приблизилась к гробу, встала на задние лапы, передними уперлась в тахту, вытянула шею и … замерла. Долго смотрела Собака на спокойное, доброе и красивое лицо деда, потом повернулась, подошла ко мне и молча улеглась у моих ног» [4, 222]. Так смерть родного человека, деда, учившего внука добру, вернула герою-рассказчику верного друга и защитника.
Литература
- Трессиддер Д. Словарь символов: пер. с англ. С.Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
- Казаков Ю. Ночь. Рассказы. Алматы, 2002. – 456 с.
- Астафьев В. Последний поклон: Повесть. – изд. доп.и испр. в 2 т. Т.1. Кн.1. Кн.2. – М.: Мол.гвардия, 1989.
- Думбадзе Н. В. Избранное: в 2-х т. /Пер. с груз. З.Ахвледиани; - Т.2. Закон вечности. – М., 1981. – 336 с.
- Ауэзов М. Повести и рассказы. Перевод с казахского. А-А: Жалын, 1984. – 512 с.
- Магауин М. Голубое марево. Роман. Повести. Рассказы. М.: Известия, 1985. – 560 с.
- Муратбеков С. Дикая яблоня. Рассказы и повесть. М., 1979. - 349 с.