Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Эпос

Эпос (греч. epos—слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка предание, разновидности героич. Э. (см. ниже 2-е значение Э.), эпопея, эпич. поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, нек-рые виды очерка. Э., как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени,— ход событий в жизни персонажей (см. Сюжет). Специфическая же черта Э.— в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпич. произведения непринужденно взаимодействует с диалогами и монологами персонажей (в т. ч. их внутренними монологами). Эпич. повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи', то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произв., скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает гл. обр. в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция: эпич. поэт рассказывает “...о событии, как о чем-то отдельном от себя...” (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45). 

Эпич. повествование ведется от лица, называемого повествователем, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе;, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах “рассказывания” обычно отсутствуют. “Дух повествования” часто бывает “....невесом, бесплотен и вездесущ...” (Манн Т., Собр. соч., т. 6, M., I960 с. 8). Вместе с тем повествователь может “сгущаться” в конкретное лицо, становясь рассказчик о, м (Гринев в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина, Иван Васильевич в рассказе “После бала” Л. Н. Толстого). Повествоват. речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи; эпич. форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живее восприятие читателя связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или “образу повествователя” (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, ?.Α. Γуковского; см. также ст. Л вторе образ). 

Э. максимально свободен в освоении пространства и времени (см. Художественное время и художественное пространство). Писатель либо создает сценич. эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Щерер в первых главах “Войны и мира” Л. Н. Толстого), либо — в эпизодах описательных, обзорных,' “панорамных”— говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значит, этапах времени, с Э. способно соперничать лишь кино и телевидение.

Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987