Библиотека
Комедия — (лат. comoedia, греч. koinodia, от komos — веселая процессия и ode — песня), вид драмы, в к-ром характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под К,, подразумевалось произв., противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом; ее герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках (в т. ч. Н. Буало) К. определялась как •“низший жанр” (в противовес “высокому жанру”— трагедии); в лит-ре Просвещения это соотношение было нарушено признанием “среднего жанра”, т. н. мегцанской драмы. В 19 и особенно в 20 вв. К.— весьма свободный и разноликий жанр.
К. устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (“недолжного”, противоречащего обществ. идеалу или норме): герои К. внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, к-рый и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию. Диапазон К. чрезвычайно широк — от политич. сатиры до легкого водевильного юмора. Однако и в острой социальной К. (напр., в “Горе от ума” А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий (“мильон терзаний” Чацкого) допустимо лишь в определ. мере; иначе — сострадание вытесняет смех и К. преобразуется в драму (напр., “Дело” А. В. Сухово-Кобылина).
Наряду с незримым честным “лицом” всякой К.— смехом — положительное начало бывает представлено в ней и непосредственно, зримо (напр., “благородный комизм” в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комич. образе шекспировского Фальстафа, вольнодумство Чацкого). Характеры в К. обычно выписываются рельефно и крупно, акцентируется статика характера, осмеиваемые его черты. Многовековая история К. породила разнообразнейшие жанровые разновидчости: К. характеров, К. бытовая (нравов), К. положений, К. интриги, К.-буффонада, лирич. К., сатирич. К. и др. Комизм положений (особенно характерный для К. положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля и фарса) в большинстве классических К. (напр., у У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. характеров; напр., у Мольера или Грибоедова). Понятие “К.” нередко толкуется расширительно, напр. в применении к эпич. жанрам (“Божественная комедия” Данте, “Человеческая комедия” О. Бальзака). Встречается и нестрогое, неполное применение слова “К.” в авторских жанровых подзаголовках (напр., к “Талантам и поклонникам” А. Н. Островского или “Чайке” А. П. Чехова).
Важнейшее средство комич. эффекта — речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, пародия, ирония, в новейшей К.— остроумие и игра парадоксами).
< Отцом” К. считают Аристофана, создателя обществ.-политич. сатирич. К. В греч. новоаттической (Менандр) в рим. К. (Теренций, Плавт) в центре—перипетии частной жизни. В ср. века смеховое начало окрашивает собой нар. карнавалы и проникает в лоно религ. жанров. В европ. лит-рах выделяются устойчивые типы К.: итал. -ученая комедия” 16 в. и комедия носок (комедия дель арте), оказавшая сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европ. театра; исп. К. <плаща и шпаги” (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон); ^высокая К.” франц. Классицизма. Богатством настроений отмечены любовные комедии Шекспира, выражающие главенствующую ренессансную идею о неодолимой- власти природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комич. и трагическое, Шекспир в своих К. одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем ^Двенадцатая ночь”), с красотой дельных характеров (<Укрощение строптивой”). Мольер синтезировал нар. комику с ренессансной <учеиой К.” и, подняв идейность К. до трагич. накала, создал жанр <высокой К.”. Просветит. К. сочетала саркастич. насмешку с весельем и чувствительностью положит, героев (Бомарше, Гольдони).
Новые возможности К. (пов-ышенный психологизм, усложнение характеров) раскрываются в кон. 19 — нач. 20 вв. в <К. идей” Б. Шоу и “К. настроений” Чехова. В 20 в. К. отличается большим разнообразием жанровых модификаций: социально-обличит. комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. 0'Кейси; трагикомедии Л. Пйранделло, Ж. Ануя; трагифарсы Э. Ионеско. Чрезвычайно разнообразятся театр, формы и приемы выразительности.
В России издревле существовала нар. комедия. Выдающимся комедиографом рус. Просвещения был Д. И. Фонвизин. В 19 в. образцы сатирич., социально“учительной” реалистич. К. создают Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К. характеров и нередко соприкасаются с трагедией.
Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987