Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Кюй

Кюй - казах. нар. инстр. пьеса, наигрыш, исполняемые на домбре и др. нар. инструментах. К. формировались в течение столетий. Разные виды устного лит. творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в К., поэтому многие из них - программные. Имеются К., изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, акыны.

К. свойственна простейшая, смешанная и переменная метрика. Форма их разнообразна - от простых наигрышей до многочастных построений в виде рондо. Музыка К. основана на диатонике. Она включает и элементы пентатонных звукорядов. Большей частью К. двухголосные, но есть и одноголосные, и трёхголосные. Они содержат и нек-рые виды подголосочно-полифонич. фактуры - параллельные движения в превалирующих квартово-квинтовых и реже секундовых, и терцовых интервалах, имитации, секвенции, органные пункты и др.

Слово "К." часто входит в назв. произв., напр.: "Адай-К." (название рода), "Мусереле-К." (имя автора), "Тартыс-К." ("Свадебный К.") и др.

К. имеют локальные стили, ярко выраженные в интонац. складе мелодий, видах инструментов, исполнит. технике. Лучшими образцами К. Зап. Казахстана является творчество выдающихся композиторов-кюйши Курмангазы и Даулеткерея, для Вост. и Сев. Казахстана - Таттимбета и Агашаяка, для Южного - Ихласа, Сугура, Байсерке и др.

В сов. время инстр. музыка К. продолжает развиваться. Известны сов. композиторы-кюйши: Д. Нурпеисова, М. Ержанов, Ж. Каламбаев, А. Шингожаев и др. Иск-ву исполнения К. обучаются в муз. уч-щах и школах Казахстана, а также в Консерватории им. Курмангазы. К. - основа репертуара Гос. оркестра им. Курмангазы, входят во все жанры сов. казах. проф. музыки (полностью, фрагментами или в переработанном виде). На темы К. созданы симфонии - "Курмангазы" Брусиловского, "Жигер" Жубановой, Концертный кюй Рахмадиева. Элементы нар. полифонии и ладовой организации К. сделали возможным дальнейшее формирование и обогащение гомофонно-гармонич. и полифонич. склада казах. музыки. 

Источник: «Музыкальная энциклопедия». — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.