Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
НОВОСТИ
ФИЛОСОФИЯ «СТЕПНОГО ЗНАНИЯ» АУЕЗХАНА КОДАРА ...

24.05.2017 4266

ФИЛОСОФИЯ «СТЕПНОГО ЗНАНИЯ» АУЕЗХАНА КОДАРА

ФИЛОСОФИЯ «СТЕПНОГО ЗНАНИЯ» АУЕЗХАНА КОДАРА  - adebiportal.kz

В одном из интервью Ауезхан Кодар сказал, что «каждое поколение должно говорить своим языком, находить свои темы и оставить свой собственный след». Ауезхан Кодар оставил свой след в литературе, философии и публицистике, он говорил и писал на понятном каждому казахстанцу языке, и нашел актуальные темы, волнующие современников. Точно так же, как Аль-Фараби в эпоху средневековья понимал необходимость изучения греческой естественнонаучной мысли, также и Ауезхан Кодар в наше время придавал большое значение диалогу с западом, изучению западной философской мысли. Вместе с тем, он страстно любил родной язык и культуру, критиковал невежественное отношение к историческим фактам и истокам национальной философии. Все произведения и труды Кодара проникнуты философским взглядом на мир. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на трех направлениях многогранного творчества Ауезхана Кодара: поэтических, культурологических и публицистических работах, посвященных «степному знанию», как поэтично Ауезхан Кодар называл духовные и культурные традиции казахов, имеющие глубокие исторические корни.

1. Поэзия. Подборка стихов «Дорога к степному знанию», опубликованная в 2007 году в журнале «Дружба народов», представляет собой поэтический экскурс в историю, начиная со времен культа Митры. Каждое стихотворение – отдельный этап истории, расположенный в хронологической последовательности. Главные действующие лица представлены богами и мифологическими героями эпох. Основательная эрудиция, широта взглядов автора и его любовь к родной культуре позволили отразить в одной подборке тысячелетия истории. В своем стихотворении «Голос древнего тюрка» Ауезхан Кодар сокрушается о потере целостной государственности, о проблемах преемственности среди казахов и казахской интеллигенции в том числе, о поиске своей идентичности:

Был когда-то целым миром, где мой цельный мир?
Был я некогда кумиром, ныне наг и сир…
[1].

Заключительное стихотворение цикла «Облака», наполненное философскими образами и метафорами, на наш взгляд, наиболее точно отражает мировоззрение автора – экзистенциальное и чуткое:

Белорунные овцы, усталый пастух,
Скачут воины в тяжких, блестящих доспехах.
То вознесся по небу кочевничий дух,
На земле упустивший поводья успеха…
[1].

Вслед за кочевничьим духом, устремляются к небу/Тенгри его мысли и образы – душа поэта находит гармонию в духовности, философском поиске.

2. Культурология. Как пишет Гачев, «…как каждый народ из единого мирового бытия, которое выступает вначале как хаос, творит по-своему особый космос. В каждом космосе складывается и особый логос — национальное миропонимание, логика» [2 ст.11]. Особый логос казахов исследовал Ауезхан Кодар в своей философско-культурологической монографии «Степное знание». В этом труде автор анализирует философию коренного населения Центральной Азии в историческом контексте, подробно рассматривает влияние мировых политических и религиозных явлений, и путем научных изысканий приходит к выводу, что «…казахи, как народ, сложившийся в результате ирано-тюрко-монгольского этногенеза, являются наследниками примордиальной индоарийской традиции, которая сообщила свой импульс культуротворчеству на тюрко-монгольских языках. Митра превратился в Тенгри, Адвисура-Анахита — в Умай, жрецы - в шаманов. Круг замкнулся, он начинался с шаманов и вернулся к ним» [3].

3. Публицистика. Ауезхан Кодар, комментируя название созданного им в начале 1999 года, культурологического альманаха «Тамыр», писал: «…идея коммуникации неразрывно связана у нас с поисками собственной идентичности, с самоидентификацией, которая возможна только при сравнении себя с другими, при сопоставлении Своего и Иного, т.е., в некой атмосфере, где циркулируют различные токи. Исходя из этого, наш альманах делится на три раздела:1. Пульс перемен, 2. Корни и крона, 3. Диалог. [4]. Любовь к родному языку, к своим корням и культуре, желание расширить границы познания мира, свойственные Ауезхану Кодару, проявились в таком тщательном выборе названия альманаха. Журнал стал настоящим культурным явлением и продолжает быть популярным на сегодняшний день. Публикация в альманахе – особая честь для пишущей интеллигенции не только Казахстана, но и всего СНГ и дальнего зарубежья. Будучи человеком с ярко выраженной гражданской позицией, Ауезхан Кодар внимательно отслеживал политические и социальные изменения в обществе и реагировал на них. Раздел журнала «Пульс перемен» представляет собой острый взгляд политологов и публицистов на проблемы современности. Раздел "Корни и крона", включающий в себя историю, религию, литературу, культурологию и философию казахского мира, а также размышления о современном казахстанском искусстве, на наш взгляд, представляет собой развитие и продолжение идеи «степного знания». Идея поиска себя через взаимодействие с другими в духе современной антропоцентрической парадигмы, стала для Ауезхана Кодара близкой и понятной еще в первые годы становления независимости Казахстана.

Своими трудами, посвященными «Степному знанию», Ауезхан Кодар внес значительный вклад в понимание и развитие философии Казахстана.

Орал Арукенова


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.