"Если выбирать между Фаустом и Прометеем, - говорил Бальзак, - я предпочитаю Прометея". Прометей в споре с античными богами встал на сторону людей; он похитил для них огонь с Олимпа и научил им пользоваться, за что был прикован к скале, где его терзал орел... Титан, не побоявшийся совершить свой подвиг, зная, что его ждет самая жестокая казнь, стал самым ярким образом греческой мифологии.
Оноре де Бальзак - одна из самых монументальных фигур всемирной литературы - совсем не абстрактно почитал Прометея. "Человеческая комедия" Бальзака - это великий человеческий эпос, созданный титаном. Однако, в отличие от Прометея, титаном он не родился - он им стал.
Жорж Санд называла молодого Бальзака "дитя и властелин". В ее воспоминаниях он описан как "искренний до стыдливости, в бахвальстве доходящий до вранья, верящий в себя и доверчивый к другим, очень экспансивный, очень добрый и крайне безрассудный., циничный в целомудрии, пьянеющий от воды... трезвый и романтичный в равном избытке, доверчивый и скептический, полный противоречий и тайны... еще молодой, но уже необъяснимый...".
И, надо добавить, неудержимый в проявлении всех чувств и желаний - в этом уже ощущался великий человек, который велик во всем "Еще в детстве я решил стать великим человеком и, ударяя себя по лбу, говорил, как Андре Шенье: "Здесь кое-что есть!" ("Шагреневая кожа") Двадцати с небольшим лет неистово влюбился в сорокапятилетнюю Лору Берни (женщину, как теперь говорят, "бальзаковского возраста") Будучи дамой остроумной и ироничной, к тому же матерью семерых детей, она не скрывала своего возраста и довольно зло посмеивалась над пылким влюбленным. Однако уже совсем скоро стала его подругой и наперсницей во всех литературных и коммерческих начинаниях, расставшись с семьей.
Надо сказать, до конца дней Бальзак сохранил о ней самые поэтические и благодарные воспоминания. Много лет спустя, в 1836 году, она неизлечимо заболела, и он писал матери. "Я вне себя от горя Госпожа де Берни умирает!" Ей он посвятил роман "Лилия долины", где можно найти такое признание: "Она не только пленила меня как женщина, которая покоряет нас своей преданностью и страстью, нет, она заполнила мое сердце целиком, и отныне каждое его биение было нераздельно связано с ней; она стала для меня тем, чем была Беатриче для флорентийского поэта и безупречная Лаура для поэта венецианского, - матерью великих мыслей, скрытой причиной спасительных поступков, опорой в жизни, светом, что сияет в темноте, как белая лилия среди темной листвы". Перед смертью Лора успела увидеть самый первый, спешно для нее отпечатанный, экземпляр романа, написанного о ней.
Свои первые литературные пробы Бальзак начал с трагедии "Кромвель" и получил на нее такой отзыв от академика и писателя Андрие: "Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой". "Трагедия - не моя стихия", - лишь и сказал Оноре, снова взявшись за перо...
Бальзак принадлежал к поколению, рожденному под звездой Бонапарта, - поколению победителей, которое считало, что должно приобрести весь мир. И, заметим, Бальзаку это удалось.
Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре. К тому времени его отец, крестьянский сын Бернар-Франсуа Бальса, самоучка, обладающий неуемной энергией, природным умом и честолюбием, сделал свою головокружительную карьеру и сменил простонародную фамилию Бальса на более благородную - Бальзак. В пятьдесят один год он женился на восемнадцатилетней красавице Лоре Саламбье из династии весьма состоятельных суконщиков. Военный чиновник "по интендантскому ведомству", друг префекта города, он слыл вольтерьянцем и бумагомаракой. Из-под его пера появлялось множество брошюр на всевозможные темы - от способов борьбы с бешеными собаками до архитектурного переустройства городов; была среди них и "Памятная записка о постыдном распутстве, причиной коего служат юные девицы, обманутые и брошенные в жестокой нужде" Так что Франсуа Бальзак был еще и моралист (но, как говорится, судьба играет человеком - когда ему было 82 года, разразился грандиозный семейный скандал, поскольку одна из местных девиц ждала от него ребенка).
Франсуа Бальзак прочил сыну юридическое поприще. В 1814 году семья переехала в Париж, и Оноре поступил в Школу прав, вместе с тем посещая лекции по литературе в Сорбонне. Школу он окончил, но от юридической карьеры отказался и решил зарабатывать деньга литературным трудом. В семье Бальзаков все питали слабость к сочинительству, поэтому к решению старшего сына отнеслись с большими надеждами.
Около десяти лет Оноре пытался нащупать "золотоносные темы", написал несколько посредственных романов в соавторстве с другими литераторами, публиковался под псевдонимами. Ни славы, ни денег первые опыты ему не принесли. И лишь в 1829 году роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году" (позднее - "Шуаны"), впервые подписанный собственным именем, заставил заговорить о нем как о писателе. Вышедшая вослед за этим "Физиология брака" - серия зарисовок из частной жизни - сделала его известным, и только "Шагреневая кожа" подарила ему наконец вожделенную славу.
Далее - с неподдающейся осознанию стремительностью - были созданы все его знаменитые произведения: "Гобсек" (1830), "Полковник Шабер" (1832), "Евгения Гранде" (1833), "Прославленный Годиссар" (1834), "Отец Горио" (1834), "Поиски абсолюта" (1834), "Прощенный Мельмот" (1835), "Обедня безбожника" (1836), "Дело об опеке" (1836), "Музей древностей" (1837), "Банкирский дом Нусингена" (1837), "Пьер Грассу" (1839), "3. Маркас" (1840), "Темное дело" (1941), "Утраченные иллюзии" (1835-1843), "Комедианты неведомо для себя" (1845), "Кузина Бетта" (1846), "Кузен Понс" (1846-1847), "Блеск и нищета куртизанок" (1838-1847) и многие-многие другие.
К этому следует добавить и 100 блестящих "Озорных рассказов" в Декамероновой манере, и бесконечное множество статей, эссе и других работ.
Еще в 1841 году Бальзак все написанное и задуманное обобщил названием "Человеческая комедия", разделив романы, повести, новеллы по циклам: "Этюды о нравах", "Философские этюды" и "Аналитические этюды", а "Этюды о нравах" в свою очередь поделил на Сцены - из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни. Он задался целью создать колоссальный памятник истории нравов своего века - написать 143 романа, но успел закончить "лишь" 95... 18 августа 1850 года тяжелая болезнь - гипертрофия сердца - оборвала жизнь писателя.
Трудно поверить в то, что Бальзак прожил всего пятьдесят один год! Как и в то, что, написав первый серьезный роман в тридцать лет, за следующие неполных двадцать создал все остальное. "То, что называлось Оноре де Бальзак... - писал Ян Парандовский, - было заполнено огромной толпой человеческих существ, и каждого из них хватило бы на целую жизнь, заканчивающуюся славой или богатством, нуждой или тюрьмой..."
В этой толпе были финансисты и антиквары, мистики и шарлатаны, полицейские и преступники, обольстительницы и благонравные девицы, маркизы и куртизанки, художники и поэты, национальные гвардейцы и ростовщики, скупцы и расточители, нищие и кардиналы... Весь этот пульсирующий, вулканический, многоголосый мир, все эти чувства, страсти, бьющие через край, втягивают в себя, как втягивает нас жизнь в свои вихревые потоки. Потому, верно, что для Бальзака его "творческие сны" были реальнее самой реальности. Некоторые истории из его жизни звучат как анекдоты: друг рассказывает Бальзаку о болезни кого-то из своих близких. Писатель нетерпеливо прерывает "Ну хорошо! Вернемся все-таки к действительности - поговорим об Евгении Гранде!" (то есть о героине романа, который он писал).
О том, как писал Оноре де Бальзак, ходят легенды. Кто же не слышал об одержимых ночах Бальзака: что он работал, стоя босиком на каменном полу, дабы не клонило в сон; что прожил он за счет пятидесяти тысяч чашек кофе и умер от этих пятидесяти тысяч чашек кофе.
Дело, конечно, не в кофе, а в том, увы, что никому еще не удавалось безнаказанно работать день и ночь.
Бальзак был мастером авантюрного романа, да и сама его жизнь похожа то на авантюрный, то на трагический роман. И такой роман написан - "Прометей, или Жизнь Бальзака" Андре Моруа, который так сказал о своем герое: "Бальзак был то святым, то каторжником, то честным, а то подкупленным судьей, министром, светским щеголем, куртизанкой, герцогиней и всегда - гением".
По-разному люди обнаруживают свой талант. Смолоду навязчивой идеей Оноре была мечта разбогатеть. В своих книгах он ворочал огромными суммами, знал с бухгалтерской дотошностью состояния всех своих персонажей, а в жизни зажигался головокружительными финансовыми прожектами, влезал в долги, пережил не одно крушение своих коммерческих надежд, а когда наконец понял, что его "золотая жила" - литература, уже находился в заложниках у кредиторов на всю оставшуюся жизнь.
Кстати, именно Бальзак поднял вопрос о защите авторского права В 1934 году он опубликовал открытое письмо "Французским писателям XIX века", в котором показал все изъяны законодательства, не способного защитить писателей от грабительских издательских условий, а также предложил создать Общество литераторов, став одним из первых его председателей. Оно существует во Франции по сию пору.
Всю жизнь Бальзак прожил холостяком (не считая союза с Лорой Берни, но то была, как мы знаем, "Беатриче и Лаура"), он даже имел свою теорию, по которой семейная жизнь отбирает творческую энергию. Дюма-сын передал слова, которые когда-то ему говорил тридцативосьмилетний Бальзак: "Я точно высчитал, сколько мы утрачиваем за одну ночь любви. Слушай меня внимательно, юноша, - полтома И нет на свете женщины, которой стоило бы отдавать ежегодно хотя бы два тома". Разумеется, он не раз влюблялся, и, как правило, в знатных дам, и почти всегда "осеннего" возраста (ему приписывают слова: герцогине никогда не может быть больше сорока лет). В пятьдесят один год, как когда-то его отец, он наконец обвенчался - с польской аристократкой Эвелиной Ганской после пятнадцати лет их переписки, чтобы через несколько месяцев умереть... Значит, он уже знал, что все его тома написаны.
В молодые годы безвестный Бальзак держал на своем письменном столе статуэтку Бонапарта, к шпаге которого был прикреплен листок с надписью: "То, чего он не довершил шпагой, я осуществлю пером. Оноре де Бальзак". И он действительно завоевал весь мир.
Экранизации произведений Оноре де Бальзака
«Блеск и нищета куртизанок» (фр. Splendeurs et misères des courtisanes) — французский 9-серийный мини-сериал, поставленный в 1975 году по одноимённому роману Оноре де Бальзака, режиссёр Морис Казнёв.
Масштабное полотно, показывающее картину нравов Парижа первой половины XIX века. Молодой человек Люсьен Шардон собирается застрелиться на берегу реки. Его останавливает направляющийся в Париж таинственный аббат и дипломат Карлос Эррера и предлагает свою помощь, покровительство, деньги в обмен на слепое повиновение и выполнение его приказов. И вот уже Люсьен Шардон де Рюбампре — завсегдатай парижских салонов, двери которых десять лет назад закрылись перед ним. Блистательный Люсьен пользуется благосклонностью светских дам и планирует выгодную женитьбу на дочери герцога, как вдруг однажды встречает Эстер — скромную белошвейку, как он думает, а на самом деле — известную парижскую куртизанку. Это была большая любовь с первой встречи и на всю жизнь.
Банкир барон де Нусинген, однажды возвращаясь домой, видит в ночном лесу силуэт прекрасной незнакомки, исчезнувшей при его приближении. Это Эстер, оставившая свою профессию, живущая уединённо ради встреч с Люсьеном, прогуливающаяся только по ночам в сопровождении верных Эррере слуг. Нусинген страстно влюбляется в незнакомку и готов на любые безумства, чтобы разыскать девушку и добиться её расположения. Об этом узнают Эррера и Люсьен и решают выгодно продать Эстер банкиру — ведь на то, чтобы восстановить родовое имение, вернуть титул и жениться на дочери герцога, Люсьену нужно в кратчайшие сроки откуда-то достать большие деньги. Эстер, узнав об их планах, сначала приходит в отчаяние и отказывается, стремясь сохранить верность возлюбленному, но потом, ради Люсьена, соглашается…
«Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия» (фр. Au siècle de Maupassant: Contes et nouvelles du XIXème siècle) — 16—серийный драматический телесериал—антология, выпущенный в 2009—2010 годах во Франции на телеканале France 2 и являющийся экранизацией известных и малоизвестных произведений французских писателей XIX века.
Телесериал—антология, состоящий из 16 серий по 52 минуты каждая, из 4 сезонов (в каждом сезоне по 4 серии). Каждая серия является экранизацией одного произведения (романа, рассказа, повести или пьесы) одного из французских писателей и драматургов XIX века, таких, как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Эжен Лабиш, Альфре Делакур, Альфонс Доде, Анатоль Франс, Октав Мирбо, Жюль Ренар, Эмиль Габорио, Гастон Леру, Жип, Эже Шаветт, Альфонс Алле, Жорж Фейдо, Жюль Барбе д'Оревильи, Жорж Куртелин. Все серии снимали разные режиссёры — от такого признанного мастера французской режиссуры, как Клод Шаброль, до менее известных или начинающих режиссёров, таких, как, например, Жан-Шарль Таккелла, Филипп Монье, Дени Мальваль, Лоран Эйнеман, Жерар Журдюи, Жак Сантамария, Оливье Шацки, Жан-Даниэль Верхог, и других. Во всех сериях роли исполняли разные актёры — от таких известных французских актёров, как Матильда Мэй, Мари-Анн Шазель, Цилла Шелтон, Изабель Нанти, Пьер Ардити, Мишель Дюшоссуа, Филипп Торретон, Ариэль Домбаль, Жюли Депардьё, Эдди Митчелл, до начинающих или малоизвестных исполнителей, таких, как, например, Мари Кремер, Мелани Бернье, Франсуаза Гийяр, Рафаэль Персонна, Тьерри Фремон, Тома Шаброль, Самуэль Ле Биан, Мануэль Ле Льевр, и многих других. Сценарий написали режиссёры Жак Сантамария, Жерар Журдюи и Лоран Эйнеман, а также сценаристы Жан Космо, Пьер Леччия, Энн Андрей и Брюно Тардон. Операторы: Брюно Прива и Уильям Ваттерло. Художники: Режи Николино (художник-постановщик), Аньес Негре (художник по костюмам). Экранизации поставлены близко к литературным первоисточникам без вольных отступлений от сюжетов, в сериале воссоздана атмосфера XIX века Франции.
«Евгения Гранде» — советский драматический фильм 1960 года. По одноименному роману Оноре де Бальзака.
События фильма разворачиваются во французской провинции 19-го века. Глава зажиточной семьи — Феликс Гранде, скряга и деспот, тайно копит деньги, ни на кого не тратит, экономит на всём. Жена Гранде страдает, она слабая женщина, не смеет возражать мужу. Красивая дочь — Евгения Гранде, знакомится со своим кузеном Шарлем, приехавшим из Парижа. Между ними возникает любовь, Шарль называет Евгению своей женой, но вынужден уехать за границу. Евгения обещает ждать его.
Проходят годы… умирает мать Евгении, потом отец. Она становится наследницей огромного состояния. Однажды Евгения узнаёт, что Шарль вернулся во Францию, но собирается жениться на другой…
«Красная таверна» (фр. L'auberge rouge) — французский кинофильм по одноименной новелле О.де Бальзака. В главной роли — Фернандель. Другие названия фильма: «Красная гостиница», «Красная харчевня».
XIX век. Владельцы отдалённой гостиницы в горах убивают своих постояльцев, чтобы завладеть их имуществом. Последней их жертвой стал бродячий музыкант, однако его дрессированной обезьянке удалось спастись в лесу. Вслед за ними в гостинице останавливается дилижанс с несколькими пассажирами, которым грозит такая же судьба. Но вскоре в гостинице появляется монах. Хозяйка не хочет убивать монаха, поэтому исповедуется ему для того, чтобы он ушёл. Узнав о том, что происходит в этой таверне и, догадываясь о том, что этой ночью произойдёт с постояльцами, монах в ужасе, но не имеет права никому рассказать об этом. Соблюдая "тайну исповеди", он пытается спасти постояльцев.
«Лилия долины» (фр. Le Lys dans la vallée) — двухсерийный французский телевизионный художественный фильм, поставленный в 1970 году на французском телеведении, режиссёр Марсель Кревенн.
Двухсерийный телевизионный художественный фильм. Экранизация одноимённого романа Оноре де Бальзака. История любви молодого неопытного аристократа Феликса де Ванденеса к замужней госпоже Бланш де Морсоф, матери двоих детей — хрупкой и нежной, как лилия в живописной долине Луары в имении графини в Клошгурде, где они познакомились. Бланш несчастлива по многим причинам. Феликс и Бланш (Анриетта, как он будет называть её на протяжении многих лет) на протяжении нескольких месяцев общаются и находят взаимопонимание, перерастающее в платоническую любовь. Впоследствии Феликс уезжает в Париж по делам службы, но они с Бланш-Анриеттой продолжают общение посредством переписки. В Париже Феликс знакомится с богатой англичанкой леди Арабеллой Дедлей, которая становится его любовницей. Бланш узнаёт об этом, она понимает, что Феликс не может жить в одиночестве, но самой ей нелегко с этим смириться: от переживаний и одиночества у неё начинается депрессия. Феликсу сообщают о болезни госпожи де Морсоф, он приезжает в Клошгурд, где застаёт свою возлюбленную больной и сильно изменившейся: Бланш-Анриетте так и не удаётся поправиться и вскоре после его приезда она умирает от депрессии и истощения.
«Полковник Шабер» — телефильм, снятый в 1978 году Ленинградским телевидением по одноимённой повести Оноре де Бальзака.
Действие происходит в Париже в 1818 году, в эпоху правления Людовика XVIII. Полковник Шабер — видный и уважаемый французский офицер, сражавшийся за Наполеона в русско-прусско-французской войне. Он получает тяжёлое ранение в Битве при Прейсиш-Эйлау, его долгое время считают погибшим, однако он восстанавливает силы и несколько лет спустя возвращается в родной Париж. Полковник обнаруживает, что всё его имущество перешло в наследство «вдове», которая спустя некоторое время после ошибочного известия о его гибели вновь вышла замуж за титулованного и состоятельного человека. Шабер пытается вернуться к прежней жизни, встречается с женой, но та ничего не хочет знать о вернувшемся муже, так как не желает лишиться своего нынешнего положения.
Шабер приходит к адвокату Дервилю и рассказывает ему обо всём случившемся. Дервиль предлагает старому полковнику свою помощь, но тот, из благородных побуждений, отказывается её принять. Полковник остаётся ни с чем.
«Шагреневая кожа» (фр. La peau de chagrin) — франко-бельгийский драматический телефильм режиссёра Алена Берлинера, снятый им в 2010 году, по мотивам романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа».
Главный герой, молодой и честолюбивый Рафаэль де Валентен (Тома Куман), мечтает разбогатеть и прославиться. И несмотря на то, что он беден и живёт в съёмной квартирке за счёт милосердной хозяйки и её дочери Полины (Аннабелль Эттманн), которой он изредка даёт уроки фортепиано, лучшим средством для осуществления своих желаний, по его мнению, является разум. Поэтому он активно и самозабвенно пишет, надеясь в скором времени опубликовать сборник философских эссе о всех великих мыслителях под общим названием «Теория воли». Однако издатель возвращает ему рукопись, так как считает её не соответствующей веяниям современности, скучной и к тому же слишком объёмной. После отказа издателя Рафаэль впадает в глубокую депрессию, но друг Растиньяк (Жюльен Оноре), с которым он познакомился в библиотеке во время поисков материала для своей книги, убеждает его попробовать себя на другом поприще. Следуя совету Растиньяка, Рафаэль решает попытать удачу в светской среде общества и влезает в долги. Вскоре на одной из вечеринок он знакомится и влюбляется в светскую львицу графиню Феодору (Милен Жампаной). Но несмотря на ухаживания, столь разорительные для Рафаэля, и остроумные комплименты, циничная и расчетливая красавица вскоре унизительно отказывает ему. Отвергнутый Рафаэль, поняв, как глуп и слеп он был, в отчаянии решает покончить с собой. Лишь случайность не даёт ему этого сделать. Бесцельно блуждая по городу без гроша в кармане, он нечаянно забредает в лавку древностей, и её загадочный хозяин (Жан-Пьер Марьель), раскусив замыслы Рафаэля, предлагает ему самый приятный способ умереть — заключить сделку с сильным магическим талисманом, Шагреневой кожей. Она осуществляет любое желание заключившего с ней нерушимую сделку, но взамен неумолимо сокращает жизнь своего обладателя. Рафаэль, проигнорировав предупреждения хозяина лавки, так как посчитал их лишь бреднями сумасшедшего старика, ради любопытства решает заключить смертельную сделку, ведь, как он думает, терять ему уже нечего. И сразу же, загадав якобы невыполнимые желания, он становится свидетелем их молниеносного осуществления, получая все и сразу: солидную должность, огромное наследство, толпы поклонников его писательского дара, любовь женщин, пиры…
adebiportal.kz
Для копирования и публикации материалов
необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал
Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных
правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение
редакции.