Для казахского народа, как и многим другим этносам значение хлеба особенное. Хлеб самое главное угощение на столе, хлеб подают ближе к тору (төр), чтобы гость дома «ауыз тиді» попробовал сперва хлеб.
В казахском фольклоре тему хлеба использовали часто. Об этом свидетельствуют обилие пословиц и поговорок, фразеологизмов и крылатых фраз. «Трудная работа, да сладок хлеб» («Жұмыс ауыр болса да нан тәттi»), «Много белого снега – много белого хлеба» («Ақ қар көп болса – ақ нан көп»), «Голодному – черный хлеб покажется маслом» («Қарны ашқанға қара нан да май татыр). Русская пословица «Хлеб всему голова» отражает значение казахской пословицы «Ас атасы – нан».
В казахской литературе немало произведений, посвященных теме хлеба.
...Маленький Альтай был бережливым мальчиком, таким он стал не сразу. После того как он столкнулся с городской и самостоятельной жизнью, все изменилось. Он постоянно чувствовал голод, ему всегда хотелось полакомиться ломтиком хлеба, из-за тяги к еде он не мог усидеть на последних уроках.
Это были послевоенные, голодные и холодные времена, когда и детям было нелегко добыть свой кусок хлеба. Альтай учился в интернате, далеко от родного аула, там бы уж точно ждал его домашний хлеб с золотистой корочкой... В интернате чтобы получить хорошую порцию хлеба он умудрялся быть дежурным по столовой. В обязанности дежурного входило в-первую очередь приносить воду с речки. Школьнику таскать воду с берега речки для готовки еды, затем и для мытья посуды, задача была не из легких. После в обязанности дежурного входило чистка картофеля. Затем нужно было готовить обеденный стол, куда ставились тарелки, кривые ложки, и самый долгожданный момент: на каждую тарелку нас толе приходилось по кусочку хлеба. Альтай не упускал момента и живо не показываясь воспитателя он живо заглатывал ломтик хлеба.
Чувство постоянного голода толкали его на необыкновенные поступки. Чтобы побольше есть хлеб чем сверстники мальчик умудрялся из сырого картофеля сделать печать. У афиш театра Альтай добывал контрамарки, и с помощью своей самодельной печать и чернила подделывал печать на контрамарки и менял их на кусочек хлеба. Среди детей были мальчики, которые очень любили театральные постановки, которые за возможность посетить театр отдавали свой последний хлеб. Но голод давал о себе знать, после спектакля желудок сосал вдвойне, бедные дети глушили голод сном.
Однажды сверстники раскусили проделки Альтая, они узнали, что контрамарки поддельные и потребовали свой хлеб обратно. Но Альтай не поддавался. Глубокой ночью мальчики покрепче силой открыли чемодан хозяйственного Альтая, там оказались кусочки хлеба, курт и талкан. Но дети не успели полакомиться этим изобилием, их разоблачил начальник интерната...
Это отрывок из произведения Шерхана Муртазы «Интернат наны». Детские переживания, их чувства голода сформировали свои приоритеты. Автор тонко передает атмосферу послевоенных лет бесценность кусочка хлеба. Хлеб выдавали по карточной системе, боязнь что хлеба не станет чувствовалось всегда. Это остро чувствовал Альтай, и именно поэтому он не наедался. В один прекрасный день 16 декабря 1947 года карточная систему убрали, дефицит хлеба закончился. В этот день Альтай не смог доесть свой кусочек, он насытился.
Тема хлеба в произведениях, где описывались времена военных времен, периоду голодомора тридцатых особенно красочно. «Дикая яблоня» Саина Муратбекова, где дети с нетерпением ждали, когда их сестра приготовит самую вкусную похлебку, рассказ писателя Мади Айымбетова «Күн күлше» так же посвящен хлебу.
Казахское слово «обал» – предосудительный поступок, в первую очередь применяется к священному хлебу. Это означает что хлеб нужно беречь; бросать хлеб, топтать ногами, относиться пренебрежительно считается большим грехом, обал.
Алия Кемелбекова
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.