Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ИНТЕРВЬЮ
Миру не нужен пятнадцатый Бродский......

16.08.2017 1989

Миру не нужен пятнадцатый Бродский...

Миру не нужен пятнадцатый Бродский... - adebiportal.kz

Pavel-Bannikov_mneniya_religiya.jpg

Нам удалось побеседовать с одним из молодых, талантливых авторов, с Павлом Банниковым. Он не только поэт, он и эссеист, и музыкант, который поделился с нами своими глубокими мыслями о поэзии, литературе и критике.

- У вас не мало произведений, даже если вы являетесь молодым поэтом. И отсюда же первый вопрос, откуда у вас вдохновение?

- Если честно, то не такой уж и молодой уже, да и стихов за последние 12 лет набралось на три небольших книжки и несколько хороших подборок в журналах. Рецензий я за это время написал гораздо больше, несколько сотен. А вдохновение – это результат труда, оно не приходит просто так, из ниоткуда. Это не восторг, который длится минуту, а протяженное во времени состояние, которое можно вызывать, если есть необходимость поэтического высказывания.

- Мне очень понравилось произведение "Городки". Сразу вспомнила как в детстве сама играла в эту игру. А когда вы его написали?

- С "Городками" любопытная история, я написал этот текст где-то в начале 2008 года, и потерял. Не мог найти его ни в записных книжках, ни на жёстком диске, ни в распечатках. В итоге попытался восстановить по памяти. Получилось. Потом обнаружился черновик - всё совпало. Значит с памятью ещё всё в порядке.

- Вы и эссеист! А у вас есть какая-то тактика по их написанию, может вам вообще выпустить книгу о том, как писать эссе и рецензии, точнее, как правильно писать?

- Думаю, что все книги про то как правильно писать, точнее, их авторы, лукавят. Есть огромное количество способов писать правильно, бесконечно. И довольно ограниченное количество способов писать неправильно. Вот про них бы и стоило говорить, как НЕ писать. Собственно, в рамках своего семинара в Открытой литературной школе я именно об этом и говорю: как НЕ писать, и как читать и глубоко понимать другого автора, для того, чтобы понять в конце концов себя.

- Поделитесь и с нами как НЕ писать, и как читать и глубоко понимать авторов?

- Давайте по порядку. С того, как не писать. Если коротко, то не писать так, как уже написано. Миру не нужен, второй Пушкин, третий Есенин или пятнадцатый Бродский. Если человек это понимает, то у него есть шанс что-то сделать в поэзии. Не обязательно войти в историю (в неё войдут единицы), но стараться работать с языком в тех областях, которых поэзия ещё не касалась, смотреть и осмыслять реальность и реальность языка своим способом. Искать его. А способов может быть бесконечное количество, и все они правильные.

- Как можно найти изюминку каждого автора?

- "У каждого" не получится, наверное. Потому что поэтов слишком много, а плохих поэтов среди них – большинство. Поэтому ищите круг авторов, который вам интересен. И уже у них ищите новое: новый взгляд, новый образ, новые способы говорить о том, что нас волнует, людей. Что-то, что заставляет чувствовать иначе, думать иначе, не оставляет вас прежней после прочтения. Для меня хорошее стихотворение – это то, после которого я закрыл книгу и задумался или закрыл книгу и побежал делиться этим стихотворением с кем-то (в сети или в реальности, неважно).

- Кого бы вы внесли в этот список, с чьим стихотворением или прозой вы хотите поделиться?

- С прозаиками по-другому всё происходит. А поэтов большой список получится, несколько десятков имён из ныне живущих и ещё больше мёртвых поэтов. Если брать только казахстанских, то это в первую очередь Иван Бекетов, Ануар Дуйсенбинов, Алексей Швабауэр и Канат Омар. Но не только они, а все, наверное, о ком я когда-либо писал в своих статьях, потому что вижу их стихи нужными и важными. Это и Равиль Айткалиев, и Маша Вильковиская, и Зоя Фалькова, и Дюсенбек Накипов – боюсь кого-то не назвать. Честно говоря, поэты обидчивы. Знайте, люблю всех, о ком писал даже вскользь.

- Как заинтересовать читателя? И вообще, как вы думаете, чем интересуется молодёжь, естественно что-то новое, но что именно, как не предугадать с выбором темы для статей.

- Поэту – практически никак. Поэт работает, в первую очередь, с языком, со стихией, мысль о читателе тут вторая. Важная, поскольку поэзия – это всегда диалог, но вторая. То же самое с небанальными прозаиками. Проще работать сценаристу, драматургу или критику (если он, конечно, разбирается в своём деле). Расскажу про критика, так как занимаюсь этим. Я читаю книгу и примерно представляю, кому она будет интересна, представляю себе образ этого читателя – и пишу ему. Иногда этот читатель даже получает конкретное имя, а иногда я представляю кого-то из своих знакомых или коллег конкретно.

- Дайте пару советов, которыми может воспользоваться критик, и что стоит учесть при написании критики?

- Первое (и главное, наверное) понять для себя роль критика. Как я это кратко понимаю для себя: задача критика понять, что написал автор, есть ли в этом нечто новое для той литературы, в рамках которой он работает (русской литературы, казахской, английской, мировой) и рассказать это тому читателю, для которого это интересно, но который может случайно пропустить эту книгу и не прочесть её. Ещё проще – задача критика – обратить внимание на то, что важно.

- Спасибо за интервью. Желаем Вам творческих успехов!

Подготовила Балнұр Қызырбекқызы


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.