Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ИНТЕРВЬЮ
На любую проблему в художественной литературе можн...

27.11.2020 3525

На любую проблему в художественной литературе можно посмотреть по-разному 12+

На любую проблему в художественной литературе можно посмотреть по-разному - adebiportal.kz

С кем же говорить о книгах, как не с поэтом, эссеистом, редактором и издателем в одном лице. Павел Банников родился 31 октября 1983 года в Алматы. В 2004 окончил литературный семинар Общественного фонда Мусагет. Окончил филфак КазНПУ в 2007 году. В 2005-2006 — редактор ЛХИ Аполлинарий. С конца 2006 года — редактор и колумнист в глянцевых и общественно-политических казахстанских изданиях. Составитель, редактор и соиздатель нескольких сборников произведений и авторских книг казахстанских писателей. Один из основателей антипериодического издания Ышшо Одын (2009), фестиваля поэзии “Сөзыв” (2012, 2013), Международного литературного фестиваля “Полифония”. Первая публикация — в журнале Аполлинарий в 2004 году. Также публиковался в журналах Воздух, “Знамя”, Amanat, Литературной газете Казахстана, сборниках Литературная Алма-Ата, сорок.четыре, Дом Ильи, в Интернете — на сайтах Топос, Кастоправда etc. Автор книги стихотворений “И” (Алматы, 2009). В 2008 году вошёл в шорт-лист премии ЛитератуРРентген, с 2009 — член коллегии номинаторов премии ЛитератуРРентген. Руководитель семинара поэзии Открытой литературной школы Алматы (с 2009). Главный редактор проекта «Фактчек в Казахстане».

- Как много Вы Читаете?

- Сейчас читаю относительно немного, если мы говорим о книгах, получается две-три книги в месяц. До этого пока работал литературным обозревателем получалось в месяц прочесть двадцать книг. Вот, ну в принципе для филолога – это нормальный объем. Потому что, читаем мы все по-разному. Мы не все книги читаем полностью. Какую-то книгу ты пролистываешь и понимаешь, что, наверное, кому-то ее интересно и стоит читать, но не тебе. Кому-то ее рекомендуешь или нет. Какую-то книгу читаешь действительно полностью и потом перечитываешь. Таких книг, которые перечитываешь их действительно мало.

- Сегодня в Интернете очень много различных литературных сервисов, которые предоставляют рейтинги книг, рецензии на произведения и так далее. Пользуетесь ли вы ими?


- Сервисы с рейтингами книг, по-моему, на самом деле это такой большой обман. «Сто книг по версии BBC», «Сто книг там по версии Вашингтон Пост», «Сто книг по версии» того, того и того. На самом деле чушь. Даже «Список Бродского», который регулярно распространяется. Ну не нужно его читать всем, честно говоря. Вот «Список Бродского» - может стать необходимой базой и фундаментом для писателя, для поэта. Это не для всех. Кому-то будут нужны совершенно другие книги. И все эти списки, в них, наверное, есть смысл. Но не нужно из них делать какой-то идол, не нужно на них молиться. Потому что «Сто книг» будут всегда разные. Меня интересует вот меня конкретно совсем другие «Сто книг» которые не попадают в эти «Списки BBC» и так далее. Помните «Граф Монте Кристо» роман Александра Дюма... И когда Эдмон Дантес пробирается в камеру к Аббату Фария надеясь, что он выберется на свободу, но на самом деле попадает в другую камеру. И Фария говорит ему, что-то вроде: «Эмм…Молодой человек в этом мире много книг, да. Но из них важны на самом деле около сотни…, и я Вам об этих книгах расскажу, потому что я их помню...». И вот Аббат Фария пока они там томятся в этой темнице пересказывает ему эти книги. Что это за книги мы не знаем. Александр Дюма нам их не называет. И вот на самом деле, если кто-то возьмет на себя такую задачу и попробует из текста романа «Граф Монте Кристо» вычленить эти сто книг, которые Аббат Фария пересказал Эдмону Дантесу – вот это будет интересно. Я бы посмотрел, что это за сто книг и я думаю, что на самом деле это сделать можно. Вот исходя из слов Аббата Фария в книге Александра Дюма и исходя из поведения самого Дантеса, потом который стал Графом Монте Кристо. Эти сто книг, я думаю, вполне себе можно было бы найти. Вот этот списочек я бы почитал и может быть даже рекомендовал к прочтению всем остальным.

- Есть ли у Вас своя техника чтения и когда Вы предпочитаете читать?

- Если говорить о технике чтения, как мы уже говорили не все книги нужно читать одинаково быстро, одинаково глубоко, одинаково глубоко. То есть, есть книги, которые можно пролистать и понять, что с ними происходит. Например, те же обзорные книги по какой-то научной теме. Потому что, если ты «в теме», то ты уже понимаешь, что там есть только несколько абзацев, которые тебе на самом деле важны. Ты быстро их находишь и все. Всю остальную книгу в общем-то можно не читать. В художественной литературе, конечно, так не бывает. Потому что, она либо нравится, либо не нравится. Если нравится, то читаешь и читаешь долго. И я, например, всегда читаю, ну вот такая давняя привычка - читать с карандашом. То есть оставляю какие-то заметки на полях, какие-то вещи подчеркиваю, которые мне понравились. И иногда рядом есть блокнот, куда я выписываю слова и мысли, которые возникают по ходу чтения. Потом из этого вполне себе может получиться как литературно-критическая статья, так и собственный текст.

- Есть ли такие персонажи, которые повлияли на ваш характер или вашу систему ценностей?

- Есть такая книга, написал ее прекрасный писатель Джеймс Крюс, вы все его знаете это «Тим талер или проданный смех», это очень много детских книжек которые переводились на сотни языков. У Джеймса Крюса есть замечательная повесть, которая называется «Мой прадедушка, герои и я» она полуавтобиографическая и там соль всего в том, что прадед и правнук в течение недели разговаривают о героях и героизме и пишут стихи и рассказы и обсуждают их друг с другом. Наверное, этот прадедушка, который делился опытом и необычными взглядами со своим правнукам это тот герой, который на меня повлиял. Повлиял очень сильно, эта книжка своего рода учебник для писателей, потому что ты видишь как по-разному может реализоваться один и тот же сюжет когда его пишет мальчик, когда пишет прадедушка и приходит к ним еще какой-то родственник, который по-своему начинает рассказывать ту же самую история, и она играет совершенно новыми красками, совершенно другими. И ты понимаешь, что одного какого-то взгляда, который будет единственно верным и лучше всех, наверное, его нет. Если мы говорим о художественной литературе. На любую проблему в художественной литературе можно посмотреть по-разному и это прекрасно. И ты понимаешь, что да, в том и есть счастье, что все те, кто пишет, все те, кто занимается искусством будь это музыка, кино, литература, и все эти люди разные. И это значит, что искусство бесконечно, оно никогда не кончится именно потому, что мы все разные. И это – счастье, и большое спасибо Джеймсу Крюсу за его книжку «Мой прадедушка, герои и я», которая мне попалась, когда мне было десять лет. Я его с тех пор перечитываю каждый год, эту книжку прочитал уже минимум 20 раз.

- Как Вы выбираете книги, которые читаете?

- Выбор книги такая интересная штука, на самом деле я существо достаточно всеядное, то есть весь поток, который идет, который мне попадается на глаза я стараюсь прочитывать или хотя бы просматривать. А вот книги, которые выбираешь уже для себя, чтобы их оставить у себя на полке это, конечно, совсем другой разговор. Книга, которую я оставлю у себя на книжной полке, эта книга, которую я уверен, что я буду ее перечитывать. То есть, я ее прочитал сел, подумал и понимаю, да, к этой книге я вернусь через год, через два, через три, но обязательно вернусь. Значит я должен взять и оставить на полке. Если я понимаю, что к этой книге я не вернусь, но книга хороша, найду кому ее подарить. Я регулярно дарю книги своим студентам, своим друзьям. За последние два года я, наверное, раздарил около тысячи книг.

- С кем бы из ранее живших или ныне живущих авторов вы бы хотели поговорить?

- К счастью, с ныне живущими авторами я имею возможность поговорить всегда. Многих я знаю лично, кого не знаю, всегда можно написать. Интернет разрушил очень многие границы и в том числе границы, которые отделяли авторов в разных странах друг от друга. Если раньше тебе нужно было написать письмо, которое будет идти два месяца непонятно куда, ждать ответа. То сейчас ты нашел человека в facebook или в другой социальной сети, написал ему, он ответил тебе. Или списался по e-mail. Что касается авторов прошлого, на самом деле диалог с ними у вменяемого писателя никогда не прекращается. Потому что, читаешь их все время, с ними разговариваешь. То кидаешь туда вопросы, получаешь ответы и получаешь оттуда вопросы, на которые ты отвечаешь. То есть Овидий по-прежнему с нами, всегда, не нужно вызывать духов и заниматься столоверчением, чтобы поговорить с Овидием. Мы просто берём книгу и начинаем разговор, мне кажется так, и этот разговор никогда не прекращается.

- Сегодня люди переходят на чтение электронных книг, бумажные книги становятся все менее популярными. По вашему мнению, есть ли будущее у бумажных книг?

- Бумажная книга никуда не исчезнет, потому что все понимаем, что техника все равно имеет свойство подводить. Она ломается, ее нужно подзаряжать. И в целом, по тем исследованиям, которых я смотрел, и по той ситуации, которая сейчас есть электронная книга никогда не будет иметь больше 70-80 процентов литературного рынка. За бумажной книгой все равно останутся эти 20-30 процентов, потому что, в ней есть особенные вещи, дополнительные характеристики, которые электронная книга никогда не сможет передать. Та же самая хорошо сделанная обложка, которую делал художник, она добавляет книге некоторое дополнительное качество. В электронной книге вы этого не замечаете, это не будет работать. И плюс в бумажной книге есть то, чего нет в электронной. Когда вы читаете, вы не просто читаете текст, во-первых, вы чувствуете запах, во-вторых, вы используете осязание, тактильно соприкасаетесь, то есть чтение бумажной книги — это немножко другой процесс. Поэтому он никуда не исчезнет, потому что процесс очень приятный так что, с бумажной книгой все будет хорошо, она никогда не умрет.

- Что вы сейчас читаете?

- Сейчас я, к сожалению, не читаю ничего из художественной литературы. В последнюю неделю пришлось читать по работе ряд каких-то совершенно диких околонаучных статей, очень много фейсбучных комментариев, переписки. Это довольно скучно, давайте лучше расскажу о последней книге, которая мне очень сильно понравилось книга, которую рекомендую прочитать всем. Эта книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» - это прекрасный документальный роман, который посвящен гражданской войне, а действие происходит в 1922 году. Он посвящен последней большой осаде гражданской войны. Это было во время Якутского восстания, зимой, 1922 года. История страшная, но в ней в противоборство двух человек, которые управляли тогда красными и белыми войсками. Это генерал Пепеляев со стороны белых, и Иван Строд со стороны красных. Юзефович в этой бесчеловечной истории, в этой бесчеловечной ситуации, где люди просто убивали и вымирали, нашел человеческое измерение. Он показал нам, что даже на войне, даже в той ситуации ты вынужден принимать какие-то дикие решения, даже в этой ситуации можно оставаться человеком, можно хранить верность идеи и можно не быть подлецом. И в каком-то смысле, эта книга снимает конфликт между красными и белыми и снимает историческую травму, частично, которая существует по-прежнему. Потому что, мы до сих пор это несем, итоги революции и гражданской войны, раскулачивания в России, выталкивание на обочину до различного класса в Казахстане, вся эта история с басмачеством, все это все равно храниться. В ситуации, в которой мы живем сейчас и Юзефович позволяет частично эту травму снять и книга очень крутая. Мы с вами умрем, да, про нас забудут, а эту книжку будут читать.

- Какие книги вы порекомендовали бы нашим читателям?

- На самом деле 10 книг это очень мало. Читать нужно много. Как в том списке Аббата Фариа, их должно быть хотя бы 100. Если говорить о 10 книгах, которых я рекомендовал бы прочитать всем, наверное, это «Мой прадедушка герои и я» Джеймса Крюса, это «Черный принц» Айрис Мёрдок замечательная британская писательница 20 века, я ее обожаю, это ранний Олдос Хаксли его мы знаем, конечно, по «Дивному новому миру», антиутопии. Но, Олдос Хаксли это не только антиутопия, это еще два просто прекрасных романа под названием «Желтый кром» и «Шутовской хоровод», они вышли с разницей в два года, по-моему, в 1921 и 1923 годах. Я бы рекомендовал всем кто читает по русский прочитать книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», он очень прекрасный писатель документалист и это видно по данной книге. Если вам понравится и вообще заинтересует у Леонида Юзефовича же есть замечательная книга под названием «Император пустыни», тоже посвященная периоду гражданской войны, где главный персонаж это барон Унгерн фон Штернберг, который объявил себя императором Монголии, колесил по пустыне с какими-то войсками. Персонаж безумно интересный и написана книга очень хорошо. Она вышла в начале 90-х, много раз переиздавалась так что найти ее не проблема. Из современных авторов можно найти и прочитать самому. Замечательный писатель Британии Лоренс Стерн и у него была книга под названием «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», это большая книга, там больше тысячи страниц, но, она настолько забавная, настолько смешная, читаешь и хохочешь, читаешь просто с огромным удовольствием. И понимаешь, что литература может быть и такой, одновременно и умной, и остроумной, и веселой. Из мировой литературы, как мне кажется, одна из самых важных книг 20 века, эта книга Курта Воннегута «Бойня номер пять или Крестовый поход детей», тема второй мировой войны она очень тяжелая и писать об этом тяжело, каждый подходит с каких-то разных сторон. Воннегут придумал свой способ, да, он воевал, он был в плену в Дрездене, он попал под ту самую знаменитую двухдневную бомбёжку, пережил и выжил, и потом через какое-то продолжительное время он долго подбирался к этому. Он написал-таки свою «Бойню номер пять», на мой взгляд это очень важный текст, хотя он очень фантастический с какими-то совершенно невероятными придумками, ходами, который дает нам представление о человеке на этой войне. Поэтому это, кажется, один из самых лучших романов Курта Воннегута и, наверное, один из самых важных для меня романов 20-го века. Есть такой замечательный писатель, который живет в Риге Андрей Левкин и в начале девяностых он написал такое произведение под названием «Серо-белая книга» не скажу, что эту книгу я рекомендовал бы всем, но тем, кто пишет и вообще занимается творчеством, искусством, как-то мыслит себя в этих категориях, мне кажется, эта книга будет очень полезной и в каком-то смысле душеспасительной. Его стоит почитать потому, что автор очень интересный и необычный с точки зрения подходов. которые он использует. Не так давно у него вышел путеводитель по Вене, сделанный в форме квеста. И это одновременно и полезная книга и в то же время и игровая, художественная. Стоит обратить внимание на то, что делают писатели в Латвии, в частности, что делает Андрей Левкин. Надеюсь, что все мы знаем такого писателя как Филип Дик, замечательный фантаст, американский. Все знают его, как минимум, по экранизации «Бегущий по лезвию». Этот фильм снят по книге Филипа Дика. Дик был не очень хорошо признан при жизни, много работал, а признания больше получил уже после смерти. У Филипа Дика есть повесть, которая очень важна в целом для культуры 20 века, из которой на мой взгляд выросли очень многие истории и фильмы, в частности «Матрица». Она полностью базируется на тех идеях, которые есть в этой повести Филипа Дика. Повесть называется «Убик», главный вопрос, который поднимает Дик, вопрос, который он ставит вообще одним из самых главных, почти во всех своих книгах, где находится реальность, как ее оценить и где в этой реальности находимся мы, как мы вообще оцениваем реальность себя и окружающего? Мы сейчас с вами разговариваем, на самом деле, или может быть и вы, и я сейчас спим и это все сон, а реальность она где-то еще может быть. Когда мы засыпаем на самом деле попадаем в ту реальность, которая и является реальностью. А вот все что сейчас происходит ,это на самом деле сон и ничего такого нет, ни этой студии, ни меня, ни вас. И меня, может быть, вообще зовут не Павел Банников, кто его знает. Этот вопрос, который ставит Филип Дик почти во всех своих книгах и в повести «Убик» это сделано наиболее ярко и очень захватывающе, и на самом деле «Матрица» она вся выросла из этой повести. Тот, кто хочет понять, как это все строится, ему стоит прочитать повести Филипа Дика, обязательно.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.