Сегодня мы прощаемся с выдающимся поэтом и переводчиком Бахытом Кенжеевым, оставившим глубокий след в литературе. Бахыт Кенжеев, родился 2 августа 1950 года в городе Чимкент, республики Казахстан и провел юность в Москве, где и начал писать свои первые стихотворения. Его первый сборник стихов был опубликован только в 1996 году, спустя 20 лет после написания.
Бахыт Кенжеев был не только талантливым поэтом, но и ярким представителем "Московского времени" – группы поэтов, основанной в 1970-х годах вместе с Алексеем Цветковым, Александром Сопровским и Сергеем Гандлевским. Эта группа внесла значительный вклад в развитие русской поэзии того времени.
Эмигрировав в Канаду в 1982 году, Кенжеев жил в Монреале, Нью-Йорке и Москве, работая переводчиком и интерпретатором для различных международных организаций, включая МВФ. Его поэтические произведения включают такие сборники, как "Осень в Америке" (1988), "Сочинитель звезд" (1997), "Девочка из утреннего сна" (2000), "Невидимые" (2004) и многие другие.
Поэзия Кенжеева, несмотря на традиционную форму, отличается глубокой смысловой насыщенностью и разнообразием тем. Он писал о самых различных аспектах жизни, свободно сочетая элементы классического и современного стилей. Его работы получили признание как в России, так и за рубежом, включая такие награды, как премия "Москва-Транзит" в 2003 году.
В возрасте шестнадцати лет Бахыт Кенжеев отправился получать паспорт, сопровождаемый отцом. В паспортном столе майор предложил записать его как "русского", но Бахыт настоял на "казахе". Это удивило майора, ведь его мать была русской, и у него была возможность записаться русским. На вопрос "почему", Бахыт ответил: "Потому что русских и так много!" После оформления он увидел слезы на глазах отца, который был тронут его выбором. Этот момент стал символом гордости за свою национальную идентичность. Рассказ напомнил мне о важности сохранения своих корней и идентичности, и я тоже почувствовала гордость, разделяя эмоции Бахыта Кенжеева и его отца.
В своих интервью Бахыт Кенжеев делился своими взглядами на искусство, подчеркивая мистическую природу творчества и важность улавливания моментов вдохновения. Его слова о литературе всегда были проникнуты глубокой философией и искренностью, отражая его уникальный взгляд на мир и творчество.
Бахыт Кенжеев, современный поэт, отличается яркой манерой и разнообразием тем, которые он поднимает в своих стихотворениях. Его творчество можно рассматривать как своеобразное зеркало, отражающее сложные социальные и политические реалии, а также личные переживания и философские размышления.
В произведении "На долгом ящике Пандоры" Кенжеев ярко и саркастически критикует американскую политику, поднимая вопросы о свободе и правах человека, экономических трудностях и пропаганде. Он указывает на лицемерие западных СМИ и политиков, связывая проблемы с ценами на продукты с более глубокими политическими и экономическими явлениями. Эта тема также затрагивается в стихотворении, где он обсуждает рост цен на куриные яйца и причины этого, связывая их с биолабораториями и эпидемиями.
В других стихотворениях Кенжеев обращается к более личным и философским темам. Например, в стихотворении о друге в лазарете он исследует тему дружбы и поддержки в трудные времена. Здесь ярко описываются моменты заботы и привязанности, контрастирующие с жестокостью и реалиями жизни.
Стихи Кенжеева часто наполнены ностальгией и размышлениями о прошлом. В стихотворении, где он описывает свою трансформацию от молодого поэта до пожилого человека, отражаются чувства утраты и изменение восприятия жизни с течением времени. Он описывает простые бытовые детали, такие как приготовление салата, что делает его поэзию близкой и понятной читателю.
Темы войны и мира также занимают значительное место в его творчестве. Кенжеев не боится поднимать острые и болезненные вопросы, связанные с военными конфликтами, как в стихотворении о Феде, добровольце на войне. Здесь он противопоставляет героизм и патриотизм с ужасами и бессмысленностью войны.
В некоторых стихотворениях Кенжеев обращается к теме природы и экологии, рассматривая её как источник вдохновения и размышлений. Он часто описывает природные явления и ландшафты, используя их как метафоры для человеческих переживаний и состояний.
Кенжеев также затрагивает темы алкоголизма и бытовых проблем, что особенно ярко видно в стихотворении "На тему борьбы с алкоголизмом". Он даёт советы и предупреждения, используя юмор и иронию, чтобы подчеркнуть важность здравого смысла и умеренности.
Давайте поговорим о стихотворении Бахыта Кенжеева "Когда твой друг хворает сильно...", который представляет собой яркий пример его уникального стиля, сочетающего глубокую философскую рефлексию с бытовыми деталями и элементами черного юмора.
Когда твой друг хворает сильно
и угождает в лазарет
ему приносят апельсины
и много прочих вкусных ед
в углу маячит stabat mater
а гость знай в тумбочку кладет
колбаску скумбрию в томате
инжир малиновый компот
чтобы покушав мандарина
друг исцелился и опять
как бы младая балерина
мазурку начал танцевать
жаль все не так в подлунном свете
где слишком много орк и урк
имея мужество в предмете
трудится старенький хирург
усердно колет рубит режет
болезни нанося урон
бой барабанный крики скрежет
и смерть и ад со всех сторон
но безнадежна cosa nostra
и неприступен сей редут
медсестры наши сабли востры
домой печальные бредут
не верьте медицине честной
увы бессильна и она
где стол был яств там ящик тесный
и стопка бледного вина
мораль сей басни неприятна
прощай беспечный братский пир
maman роди меня обратно
как умолял еще шекспир
зачем сынку скучать во гробе
как прадеды и праотцы
блаженны мертвые в утробе
и непитавшие сосцы
Стихотворение начинается с описания заботы о больном друге, которому приносят апельсины и другие вкусные вещи, чтобы помочь ему выздороветь. Это создает атмосферу тепла и внимания.
Несмотря на все старания, реальность оказывается гораздо более жестокой и беспощадной. Кенжеев показывает, что медики, несмотря на свои усилия, часто бессильны перед лицом болезни и смерти.
Описание старого хирурга, который "колет, рубит, режет", создает мрачный и суровый образ медицинской практики, сравнимый с боевыми действиями. Это подчеркивает напряжение и страх, сопровождающие процесс лечения в критических условиях.
Стихотворение заканчивается философскими размышлениями о жизни и смерти, напоминающими Шекспира. Автор высказывает глубокое разочарование в жизни, предпочитая покой утробы (символизирующий небытие) страданиям жизни.
Кенжеев использует контраст между заботой и теплом первых строк и мрачной, почти апокалиптической атмосферой следующих. Это усиливает трагический эффект стихотворения.
"stabat mater" – символ материнской скорби и печали.
"медсестры наши сабли востры" – символ жестокости и безжалостности медицинских процедур.
"maman роди меня обратно" – отсылка к утробе матери, символизирующей безопасность и покой.
Ироничное описание медсестер, как "домой печальные бредут", и "стопка бледного вина" вместо пышного застолья, подчеркивает мрачный юмор автора.
Вопросы о смысле жизни и смерти, выраженные через диалог с Шекспиром, добавляют стихотворению глубину и заставляют читателя задуматься.
Стихотворение Бахыта Кенжеева "Когда твой друг хворает сильно..." сочетает в себе теплую заботу о друге и суровую реальность жизни, наполненную страданиями и разочарованиями. Используя контрасты, символику и философскую рефлексию, автор создает произведение, которое не только трогает читателя, но и заставляет задуматься о более глубоких вопросах бытия.
Всяк, кто близко со мной знаком,
за глаза давно говорит,
что недобрым стал старичком
жизнерадостный ферт бахыт.
Был и я золотой пострел,
по ночам в барабан стучал.
Каюсь, милые, постарел
и порядочно одичал.
Потому ли, что жизнь долга,
под конец охренел, охрип.
Разучился прощать врага,
слушать шелест осенних лип
и нести стихотворный вздор,
подпевая горлице наугад.
Неспроста от горючих гор
надвигается мор и глад.
Неужель наше дело швах?
Голосить уже ни к чему.
Лишь под пеплом помпейский Вакх
выцветает в пустом дому.
Стихотворение, представленное выше, отражает характерные черты поэтического стиля Бахыта Кенжеева, в котором личные переживания переплетаются с философскими размышлениями о жизни и смерти.
Автор размышляет о своем изменении с течением времени. Он описывает, как из жизнерадостного и энергичного человека ("золотой пострел") превратился в угрюмого и усталого старика. Стихотворение пронизано чувством усталости и разочарования. Автор признает, что постарел и одичал, что его жизненные силы истощились. Кенжеев пишет о том, как с возрастом разучился прощать врагов и наслаждаться простыми радостями жизни, такими как шелест осенних лип. Он также упоминает о потере вдохновения для написания стихов.
Образ "горючих гор" и "мора и глада" создает атмосферу надвигающейся беды. Это может быть метафорой личных проблем или более широких социальных и мировых катаклизмов.
Заключительные строки, в которых упоминается "пеплом помпейский Вакх", создают образ разрушенного и пустого дома. Это символизирует опустошение и упадок как в жизни автора, так и в окружающем мире.
Автор использует контраст между молодостью и старостью, энергией и усталостью, радостью и унынием, чтобы подчеркнуть изменения, произошедшие с ним.
"Золотой пострел" символизирует молодость и энергичность.
"Горючие горы" и "мор и глад" представляют собой образы надвигающейся беды и разрушения.
"Пеплом помпейский Вакх" - символ опустошения и упадка, напоминающий о разрушенных городах и забытых радостях.
Образ "горючих гор", надвигающихся "мор и глад" может быть метафорой личных или общественных кризисов, которые сильно повлияли на его мировосприятие и настроение. Образ "пеплом помпейский Вакх" в пустом доме символизирует ощущение утраты и упадка, которое часто приходит с возрастом и опытом. Вакх, бог вина и веселья, олицетворяет утраченные радости и былую энергию, теперь покрытые пеплом забвения.
Автор с иронией относится к самому себе, называя себя "недобрым старичком" и признавая, что "охренел, охрип".
Кенжеев использует метафоры и аллегории, чтобы передать сложные чувства и состояния, такие как "охренел, охрип", "неспроста от горючих гор надвигается мор и глад".
Стихотворение Бахыта Кенжеева представляет собой глубокое и трогательное размышление о старении, утрате жизненных сил и вдохновения. Автор использует богатый арсенал литературных приёмов, чтобы передать свои чувства и переживания, создавая яркие и запоминающиеся образы. Это произведение заставляет задуматься о неизбежности изменений и их влиянии на человека, подчеркивая хрупкость и преходящесть человеческой жизни.
Стихотворение действительно создаёт впечатление автобиографичности, как будто Бахыт Кенжеев делится своими личными переживаниями и размышлениями о собственной жизни. Это делает его творчество особенно искренним и близким для читателя.
Кенжеев размышляет о том, как изменился с течением времени. Эти изменения, возможно, касаются не только его личных качеств, но и отношения к жизни, творчеству и окружению. В строках "за глаза давно говорит, что недобрым стал старичком" чувствуется личная боль от осознания изменений в себе.
Строки о том, как он "разучился прощать врага" и "нести стихотворный вздор", могут отражать кризис вдохновения и потерю интереса к некогда важным вещам. Это часто случается с людьми, которые сталкиваются с разочарованиями и потерями на протяжении жизни.
Кенжеев умело использует свои личные переживания и чувства, чтобы создавать универсальные образы и темы, которые находят отклик у читателей. Автобиографические элементы делают его стихи глубоко эмоциональными и настоящими.
Автобиографичность стихотворения Бахыта Кенжеева позволяет читателям почувствовать близость к автору, пережить вместе с ним моменты радости и разочарования, молодости и старения. Это стихотворение является примером того, как личный опыт поэта может стать основой для создания глубоких и трогательных произведений, которые находят отклик в сердцах многих людей.
Бахыт Кенжеев — многогранный поэт, способный мастерски сочетать социальную критику с глубокими личными размышлениями. Его стихи отражают богатство и сложность человеческого опыта, предлагая читателю не только насладиться красивыми строками, но и задуматься над важными вопросами нашего времени.
Бахыт Кенжеев останется в памяти как один из самых выдающихся поэтов нашего времени, чье наследие будет вдохновлять будущие поколения.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.