Алекей Швабауэр. Поэт. Родился в Алма-Ате. В 2001 году окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности: "искусствоведение". Работал в галереях Алма-Аты, координировал интернет-галерею по продаже произведений искусства в ОФ "Мусагет". В 2002 году окончил литературный семинар Ольги Марковой. В дальнейшем сменил род деятельности, переквалифицировался в графического дизайнера. Публиковался в журналах "Аполлинарий", "Цирк-Олимп+TV", на сайте "Полутона". Автор нескольких книг стихотворений.
Я уже писал о стихах Алексея в предисловии к его книге,
здесь скажу о том же, но кратко. Алексей Швабауэр - редкий случай, когда поэт,
мелькнувший в юности и замолчавший на десять лет возвращается. Возвращается и
находит своё дыхание.
От фотографической оптики, заданной в первой книге, он уходит к текстам, построенным на диалогах и полуфантастическим нарративам. И каждый раз создаёт новое я.
“Небесные носороги” вместили в себя почти все лирические ипостаси Алексея Швабауэра. И читателю предстоит все их на себя примерить. Пройти все метаморфозы от продавца астролябий до фармазонщика из Вологды вместе с автором и стать новым вместе с ним.
Павел Банников
***
куда б не вывела кривая,
бери одну с собою книгу
или пластинку "All Давая",
чтобы гонять ее по кругу
и не грусти, тая интригу,
зачем тебе винил на остров,
возьми, гонять его, подругу,
нет, лучше книгу
т.е. рецепты мультиварки
с обложкой в пухлом пэдээфе,
аквариум великоватый,
в котором плавают креветки,
а ветерок великолепный
потворствует гонять по кругу,
возлюбленные спят в кроватке,
но любишь ты их не за это
***
– сначала хорошую новость,
потом плохую:
какую из них вы хотите
услышать первой?
– я плавал с дельфином
и он победил барракуду,
а что было дальше?
– давайте сейчас не об этом…
– что стало с Данюшей?
– какие далёкие звезды!
звоночки прощаний с любимыми,
поздних прощаний…
– вернёмся к вопросу!
– и песни всенощные пёсьи,
с которыми ждёшь до зари
корабли у причала...
– что стало с любимым?
сейчас я возьму парабеллум!
и, как вариант:
прямо здесь я вас
и расстреляю!
какие две новости?
к сути!
– ах, ах, вы об этом!
но я здесь
не более, чем
продавец
астролябий…
***
теперь я симпатичный
раздавшийся в ширину
мужчина,
переживший взлёт продаж
Электроники
и упадок порнографических карт –
коптящие небо дроны
впервые в жизни
не раздражают
своим присутствием
мы изучаем
пути их миграции
птиц запретили годом ранее
птицы – источник заразы
разносимые птицами новости
негативным образом
сказывались на формировании
информационного поля –
некоторые из нас
уже умерли
от инфекции, прозванной за глаза белым шумом:
когда из клюва
преодолевшей границу горлицы
разносилось страшное шипение,
воссозданное вживлённым в её зоб чипом,
а у дрона изъятый на границе чип
просто и без проблем
заменялся новым
– и всё сразу становилось понятным, –
объясняет педагог,
в данный момент
изымающий такой чип
для обоснования параграфа учебника
в новой школьной дисциплине под названием:
... и другие виды облаков
сейчас он вызовет меня к доске
и коляску со мной
чья-нибудь добрая рука
выкатит на середину класса,
а для возможности ответа
мне прикрутят
в область поясничного сплетения
похожее на жернов
мини-мельницы
модное дыхательное колесо
***
моя мама была негром
о да моя мама была негром
она не читала законов
она говорила:
все равно
обо мне в них ни строчки
она говорила:
я вскормила их всех
своим молоком,
не способны они на плохое!
моя мама разговаривала на суахили
и производила столько молока,
что предлагала его
всем встречным,
не понимающим на суахили
другого языка для неё не существовало
она говорила:
скоро весь мир
распробует мое молоко
и станет
понимать друг друга на суахили –
на сладкой музыке пальм
в прохладе леса
и даже животных
вcкармливала моя мама
каждую ночь она выходила с голой грудью
и небесные носороги
трубили
её приближение
и коршун терял свою силу
при встрече с полёвками,
которым моя мама
отцеживала своё молоко –
она была
мудрым человеком
но теперь, когда она расправила крылья
и полетела вослед
велосипедному змею,
пламя из наших рук
перекинулось на наши
пальмы
и перестук бивней
слышен в наших ушах
где-то там
до сих пор бродит она
по небесным судам Сомали –
каждую ночь
я вижу через солому крыши
её постоянно
перемещающиеся по небу
звёзды
***
а дворник сказал,
чтобы взяли в кино –
устроился
в кинотеатр
кассиром,
а листья
мести
за окном
заставили,
это красиво –
когда,
обилечив
вечерний сеанс,
встречаешь
в потоках
осенних
[людских]
ту единственную,
контрданс
с которой
один
из последних…
***
когда я был маленьким
и всё было маленьким
и Чёрное море
казалось мне маленьким
морем,
я топил корабли,
я сбивал их торпедами
в веках полуоткрытых,
упёршись пружинистыми
кулаками
в аппарат
бесконечного
неба —
в двух-трех
зазевавшихся чаек,
а после
кричал:
наконец!
восемь из десяти!
и ракушки
вскипали в песке...
это только теперь,
когда чёрное стало
разрушительным, сильным,
большим
и торпед
не отыщешь,
точней —
они рисинки
в ручках
с отломанными
наконечниками,
повторение
свиста
не свойственно больше тебе,
и про это
забудь...
***
невеселая Ольга
часто попадалась на мои глаза в инстаграме,
и я начинал подозревать
дефицит внимания,
связанный с черными точками
[так было отмечено в ее профиле],
всю ночь
я представлял плачущую Ольгу,
колдующую с ватными дисками, чтобы поутру
застать ее с широко подведенными глазами
в назойливых историях
вверху экрана,
[в инверсии Ольгины портреты
напоминали мне россыпь звезд,
отвлекающих внимание
от неба,
где планирующие парашютисты
хотели бы заказать для нее:
я тоже когда-то был самоубийцей...]
и откуда мне было знать, что это только продажники...
***
в окошке
сказали,
я лох –
на мне начался перерыв,
муниципальное учреждение,
а такое себе
позволяют,
а у меня с собой
настоящий плодовоовощной
пирог,
и теперь придётся его в арык,
или в блек-джек,
и там уже употребить
с друзьями
поставлю пирог
во главу стола,
и, пальцами,
от разламывания начинки
липкими,
буду
раскидывать карты,
иногда вставать
для пополнения
бара
дешёвыми
и дорогими
напитками
***
я дауншифтер
в панцире
хлопчатобумажном –
железный отобрали звери
неплохо, еще,
говорят, отделался,
железным-то
панцирем,
а могли бы и жизнь забрать,
и это оказалось бы в разы
хуже,
а так – панцирь,
подумаешь,
я и в хлопчатобумажном
доковыляю до первого
поселения…
я – ронин
и я промотал
панцирь своего
хозяина
я, пожалуй,
не выберусь к поселению,
а затаюсь
где-нибудь
в лесу,
но опять же –
звери
ладно бы,
те же,
а то вдруг – другие,
еще спросят
за хлопчатобумажный
пожалуй все-таки
лучше
к людям
а панцирь...
а что панцирь?
мало ли,
что могло
приключиться в пути?
я кто?
фармазонщик
из Вологды
точно
я – фармазонщик из Вологды
***
долгое время
ко мне приходила
женщина с водоканала,
я не открывал,
мне казалось –
я один её видел,
но соседка ещё здоровалась,
с тех пор мы
спились с соседкой,
и какой-то
мужчина пил с нами,
утверждавший,
что однажды
и он поздоровался
с женщиной,
приходившей
снимать показания
со счётчика,
но сегодня
я открыл ей дверь
нагишом
и с порога
она прошла
как ни в чём
не бывало
в синих бахилах,
одетых
наскоро
на домашние
туфли,
походкой горничной,
вынужденной
ухаживать за кошками,
когда
никого не осталось –
и на ее лице
не промелькнуло
ни тени
смущения
***
позвонили
в дверь,
спросили: с какого района?
лет двадцать назад бы ответил,
а сейчас
отделался неопределенным:
– я капитан
дальнего плавания,
и уже отправляюсь
в рейс,
видите,
в куртке стою
и в унтах,
а, если вы думаете,
что я все еще здесь,
так это всё происки
хеленуктов!
в диссидентских движениях
я не эксперт,
но могу,
если надобно,
с Южного полюса
передать
для всех ваших
привет
или
кого вы там
ожидаете в гости
***
этот рейс не то, чем казаться хочет,
фюзеляж обклеен рекламой Экспо,
чемодан в аэропорту обтянут скотчем –
груз доставят следующим рейсом
с собой только паспорт, в пути не кормят,
но два талантливых шаурмиста
покажут на выцветших хрониках пленок
барана лохматого из Чимкента
стюардесса вряд ли предложит джин–тоник,
наберется сама, от прохода подальше,
мелочь в ладонях – бросать прикольней
в прорезь тележки, и – выбрать без газа
а обольешься – сигналь кастелянше,
есть семафорчик и пледовый домик,
фото покажут два скромных кавказца,
опишут цвета, если будешь дальтоник
***
новое увлечение для меня —
экстремальная узбекская музыка
смешно называть ее экстремальной,
тем более считать узбекской,
но только так
мне удается сохранить спокойствие
при спорах с коллегой-узбеком
на политические темы,
когда я киваю ему из-под наушников,
воображая, что в них звучит
экстремальная узбекская музыка, —
это меня веселит
не музыка — нойз
на краю циркуляции бензопилы
проснешься в деревне
в прохладное утро,
а кофейку испить не мешало бы,
но бревна не колоты,
тогда и приходит на помощь бензопила,
ее звуки
скрашивают
утро
одинокого человека
и, хотя:
удержание вибрирующего инструмента
продолжительностью более часа
сильно нагружает руки
и чрезвычайно неблагоприятно
сказывается на суставах и кровообращении, —
для приготовления кружечки кофе
не так и много
чурочек
требуется в итоге…
вес пятнадцати груженных доверху
грузовиков
в моей голове
не отменяет легкости,
с которой
я прослушиваю экстремальную
тему заново
в здании с большим мезонином,
в кабинете со светлыми рамами,
и, в ответ на приглашение коллеги
отобедать,
молча киваю
и протягиваю ему степлер
***
ты самый лучший человек на свете,
пока тебе не исполнилось
восемнадцать —
отцы начинают
редактировать имена дочерей
в твоих телефонных книжках,
и вместо Любы-Наташи
только имена суккубов,
и — одно страшнее другого
ты самый лучший человек на свете,
пока тебе не исполнилось тридцать —
дочери голосят за дверьми,
а ты
мысленно
продолжаешь перелистывать страницы
телефонной книжки
с испугавшим тебя
именем демона в конце
списка,
но цепочка на входной группе
надежно
охраняет твой сон
ты самый лучший человек на свете,
пока тебе не исполнилось
сорок —
дочери подросли
и торгуют
сладостями
на вокзале,
пока у одной из таких
ты не приобретаешь, наконец,
засахаренный леденец
для своего малыша
и, когда всё самое лучшее, что могло с тобой произойти,
уже произошло,
краем уха
слышишь,
как тот
обращается
к неизвестной тебе
женщине
по имени
Люба-Наташа
Алексей Швабауэр
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.