Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов

10.06.2023 1336

Страничка ученика: Очерк 14+

Страничка ученика: Очерк - adebiportal.kz

Очерк – один из самых сложных видов публицистических жанров. По мнению многих ученых, термин «очерк» ввел в науку известный русский писатель М. Горький. В качестве доказательства исследователи приводят письма писателя к друзьям. В своих письмах он использовал глагол «наброски» для текста с литературной формой. Со временем он дал название «очерк» ряду своих работ, основанных на этом глаголе. На самом деле писать в этом жанре может только журналист с углубленным знанием литературного языка. Очень сложно найти материалы, по которым можно написать очерк. Даже если вы его найдете, вы должны написать материал грамотно и художественно. Известный журналист Бекжигит Сердалы в учебнике «Жанровые формы и функции современной журналистики» считает, что в названном жанре преобладает репортажный (визуально-визуальный) и исследовательский (аналитический) характер. По мнению автора, в силу преобладания этих черт журналисту-очеркисту приходится использовать публицистические приемы для превращения характерного для репортажного стиля повествования в художественно-литературный стиль, писать художественный мир с использованием в изобилии изобразительных средств, а в нем наряду с художественным творчеством в изобилии встречаются элементы документальной публицистики. При этом он пишет, что если тема, лежащая в основе написания очерка, является актуальной проблемой, то используется теоретический метод написания очерка, а если очерк пишется о личности, используется художественный метод.

Если сравнивать очерки прошлого с очерками сегодняшнего дня, то в сегодняшних очерках доминирует зарубежно-аналитический подход, чем подход художественно-языковый. То есть большинство из них информативны. Также журналисты предпочитают передавать сенсационные ситуации вместо того, чтобы предлагать читателям вымышленный мир. Ученый А. Колесниченко в своих работах уделяет много внимания написанию очерков в советское время. Согласно его исследованиям, развитие очерка совпало с советским периодом и его развитие было связано с запретом критики общества. Эту информацию он иллюстрирует следующим примером: журналист не может писать о том, что колхозы бесполезны как форма ведения хозяйства. Поэтому он говорит, что судьба рабочего, в том числе и его состояние, хорошая, но проблем в работе, которую он выполняет, много. Далее он использует следующую существовавшую в то время формулу поговорки: «Мудрый человек не говорит, у дурака ума не хватит». Другими словами, журналист не критикует формальную систему, но умные люди могут понять правду между словами.

Очерк представляет собой гибрид портрета и аналитической статьи. Если портрет — это судьба человека в середине рассказа, то аналитическая статья представляет собой содержание очерка. Ведь социальные вопросы часто изучались и рассматривались в очерках в советское время. А. Колесниченко использует понятие «очерк и новая журналистика» в своей работе «Настольная книга журналиста». Он рассматривает это слово как современный тип очерка, и поясняет, что здесь реконструируются события, происходившие с персонажем, а происходящее в очерке представлено в третьем лице (детали персонажа и диалоги, глазами персонажа).

В настоящее время, согласно работам многих ученых, выделяют три основных вида очерка. Это: портретный, проблемный и путевой очерк. В портретном очерке создается возвышенный образ прекрасных и замечательных людей. Выявлены их образцовый труд, духовное богатство, человеческое поведение, социальная активность, другие положительные качества, влияние общества и среды на их формирование. В проблемном очерке фиксируются нравственные и бытовые новости в нашей социальной, экономической и политической жизни, выносятся на повестку дня, поднимаются проблемы, требующие решения. Автор очерка наблюдает за развитием этой проблемы в своем творчестве. По логической структуре очерк о проблеме может напоминать аналитическую статью. Причина этого в том, что методы исследования схожи при постановке проблемы. Как и в статье, автор рассматривает историю проблемы, ее развитие и пути решения. Несмотря на это, очерк можно легко отличить от статьи. Его основное отличие заключается в том, что проблема, статистика, общественное мнение не даются в виде единого ретроспективного изображения. Все это представляется в виде рассказа о трудностях, с которыми сталкивается человек, через трудности которых он достигает успеха. 

Очерк о путешествии является очень старым жанром. Он основывается на знании автора о пройденном им пути, пережитых событиях и его влиянии на новые места, новые страны. Здесь постепенно раскрывается тайный характер объекта. В каждой строке внимание уделяется разным людям, различным событиям. Иногда личности, совместно работавшие в коллективе, с одной целью, одним стремлением, совершали много великих благородных дел, пропагандируемых художественными очерками, которые отражают события. Для раскрытия события в художественном очерке используется литературный язык. 

Лишь двое ученых рассматривают новые виды очерка В. Ворошилов «научно-общественный очерк» и А.Тертычный «современный очерк». Цель научно-публицистического очерка – донести до читателя актуальность поставленной перед ним научной проблемы на понятном языке, в доступной и общей форме. А современный очерк часто характеризуется обилием данных, подрывающих мастерство. Это связано с тем, что то, что рассказывает автор очерка настолько драматично, непредсказуемо, самоуверенно, сенсационно, что может даже привлечь внимание читателей и стать интересным произведением. В этом случае использование художественного языка излишне. Кроме того, по мнению В. Ворошилова, если в очерке будет конфликтное событие и если оно будет раскрыто, ценность очерка возрастет. Он создает свою композицию написания очерка и делит ее на следующие виды: мозаичная (когда портрет героя описывается разговорными словами), веерная (главный герой находится в середине рассказа, с мыслями о нем разных людей) и ступенчатый (представлены эпизодические, интересные события из разных возрастов персонажа).

Жанр, упомянутый выше, редко пишется сегодня. Ведь не всякое писательское перо годится для написания очерка. Однако это не означает, что такого писателя нет. Например, журналиста Сауытбека Абдрахманова можно выделить как одного из лучших очеркистов страны. Его работы, а именно, очерки о путешествиях высоко оценены казахстанскими писателями и читателями. Писатель, побывавший примерно в 60 странах мира, литературным языком излагает интересные события своих путешествий и представляет их вниманию широкого читателя.

В нашей литературе существует множество жанров, которые отражают красоту казахского языка. Мы решили сосредоточиться на «очерке» как на уникальном жанре и предоставить обширную информацию. Наши писатели открыли перед нами двери в бесконечный мир, который мы называем литературой. Поэтому наша задача сейчас состоит в сохранении следов этого проложенного пути.

Наталья Альхова, практикант,

Студент 2-курса Евразийского национального университета


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.