В казахской литературе великое множество произведений, которые поражают глубиной смысла и изяществом языка. Одним из ярких образцов такого искусства является рассказ Мухтара Ауэзова под названием «Сиротская доля». В этом произведении автор поднимает ряд важных социальных и моральных вопросов, предлагая читателю взглянуть на жизнь сквозь призму судеб своих персонажей.
Рассказ «Сиротская доля» возвращает нас в живописные пейзажи степи, где суровая красота природы соседствует с тяжелым бытом жителей. Автор с легкой руки описывает местность, словно приглашая читателя прогуляться по унылой, голой степи и заглянуть в души усталых караванщиков, которые ищут укрытия от пронзительных ветров.
Изображение горы Аркалык, вселяющей надежду в сердца усталых путников, и перевала, названного в честь батыра Кушикпая, создает ощущение глубокой связи между людьми и землей, между прошлым и настоящим. Память о Кушикпае живет в сердцах простых людей, стариков, которые не пытаются приукрасить его жизнь словами, а лишь хранят историю, какой она была.
В рассказе оживают образы жителей степи, их трудовые будни и простые радости. Гости, оказавшиеся у них в доме, находят утешение и понимание, словно становясь частью этой древней истории. Подчеркивается значимость гостеприимства и взаимовыручки в условиях суровой степной жизни.
Таким образом история Кушикпайского перевала расскажет нам о местности, это история о человеческих связях, об уважении к прошлому и понимании важности солидарности в трудные времена. Автор умело передает атмосферу степи и дарит читателю возможность окунуться в ее мир, ощутить его тепло и простоту.
«Сиротская доля» - это произведение, которое возвращает нас в мир казахской степи, где каждый персонаж несет на себе груз собственной судьбы, нередко сложной и тяжелой. Автор Мухтар Ауэзов создает в этом рассказе живописные образы и глубокие эмоциональные пейзажи.
«Сиротская доля» рассказывает о том, как многое в жизни определяется судьбой, о силе человеческого духа в преодолении трудностей и о справедливости, которая иногда приходит слишком поздно. Главные герои, сироты, борются за свое место под солнцем в жестоком мире степи, где дорога к счастью усеяна испытаниями и лишениями.
Ауэзов мастерски описывает окружающую среду, создавая атмосферу степи с ее просторами, тяжелым трудом и горькими разочарованиями. В его произведениях прослеживается глубокое понимание казахской культуры и мудрости, которая помогает героям найти смысл и силы в трудные моменты.
"Сиротская доля" - это не просто рассказ о жизни в степи, это история о судьбах людей, о преодолении трудностей и о поиске справедливости. Ауэзов поднимает важные социальные и нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься над смыслом жизни и ценностью человеческих отношений.
Рассказ "Сиротская доля" Мухтара Ауэзова продолжает завораживать своей силой и глубиной. В начале рассказа мы видим бурный жизненный путь героя, батыра Кушикпая, чья судьба наполнена борьбой и страданиями.
Молодой и сильный, Кушикпай стремился к величию и славе, мечтая возглавить воинов и сражаться на поле битвы. Однако его мечты и амбиции прерываются трагической болезнью – чумой оспы. Этот неизбежный и немилосердный поворот судьбы ставит перед ним новые испытания.
Противостояние с соперником, укравшим его коня, становится символом его борьбы за справедливость и честь. Нрав и характер Кушикпая, его готовность биться за свои убеждения и род, подчеркиваются в этом произведении.
Смерть героя, пропитанная горечью и неизбежностью, обрамляется образом степи у Аркалыка, которая кажется отражением его судьбы – суровой, непредсказуемой и жестокой. Но даже после смерти Кушикпай остается символом гордости и силы для своего народа.
Величественные описания природы в заключительном абзаце создают атмосферу печального и красивого прощания с героем, словно природа сама горюет об его уходе.
"Сиротская доля" Мухтара Ауэзова продолжает впечатлять своим глубоким взглядом на жизнь и смерть, на силу человеческого духа и непредсказуемость судьбы.
Ну а после нам предстает картина яркого и мрачного переплетения судеб на фоне суровой степи. Описывая возвращение мирзы Ахана из города, автор вкладывает в каждую деталь описание внутренний мир главного героя и его спутника Калтая.
Мирза Ахан предстает перед нами как властный и высокомерный чиновник, наслаждающийся своим положением и властью. Его внешний облик и манера поведения отражают его презрение к окружающим и жестокость, скрывающиеся за маской благородства. В то же время, Калтай, его верный слуга, воплощает в себе иронию и проницательность, служа мирзе не только как помощник, но и как духовный советник, видящий через его фасады и маскировки.
Описание окружающей природы, ветра, могил и снега, создает мрачную и атмосферную картину, отражающую сложность и неопределенность судеб героев. Все элементы природы словно сочетаются в едином полотне, отражая внутренние бурные переживания и конфликты героев.
Слова и молитвы, произнесенные в уважение к свежим могилам, добавляют глубины этой картины, напоминая нам о неизбежности смерти и непредсказуемости судьбы.
Рассказ с каждым разом продолжает раскрывать перед нами сложность и многогранный характер героев, а также беспощадную красоту степи, которая становится свидетелем их судебных перипетий.
Дальше автор рассказывает о встрече мирзы Ахана с жительницами одинокой зимовки, в которой он оказывается вместе со своим спутником Калтаем. Зимовка выглядит заброшенной и опустелой, словно забытая местность, среди снежной степи. Она кажется изолированной от внешнего мира, как будто она сама стала могилой для своих обитателей.
Мирза Ахан, выразив свое недовольство выбором места остановки, оказывается внутри этого грустного уголка, где тепло и свет от печи только подчеркивают темный и унылый облик комнат. Описание окружающего пространства наполняет сцену атмосферой бедности, упадка и безысходности, которые отражаются в жизнях женщин, обитающих в этом доме.
Старуха, сноха и внучка олицетворяют разные аспекты женской судьбы: старшая, немощная, но мужественная, выражает стойкость и вынесенные испытания, сноха – страх и безысходность перед жестокой реальностью, а внучка, Газиза, олицетворяет надежду и невинность, несмотря на тяжелую судьбу, которая ей выпала.
Описание лиц женщин и их выражение глаз добавляют глубины и эмоционального содержания этой сцене, подчеркивая различные аспекты их характеров и переживаний.
В этой части рассказа мы видим, как женщины встречают неожиданных гостей, которые оказываются высокопоставленными чиновниками. Гости приносят слова сочувствия и благословения, намекая на ожидаемость щедрости и гостеприимства со стороны хозяев дома.
Женщины, не привыкшие к таким внезапным посещениям, ощущают себя неуклюже и беспомощно, но все же стараются преподнести гостям все, что у них есть, в знак уважения. Газиза, хотя и самая младшая из всех присутствующих женщин, проявляет исключительную ловкость и умение в гостеприимстве.
Старуха, будучи образованной и талантливой в разговоре, использует эту возможность, чтобы выразить свое мнение о более высоких классах общества и их отношении к бедным. Она говорит о несправедливости, с которой бедные относятся к богатым и о том, как их несправедливо обвиняют в том, что они стараются выжить в тяжелых условиях.
В ее словах смешаны горечь, гнев и надежда на лучшее будущее для своей семьи. Она призывает к состраданию и пониманию, надеясь, что их страдания не останутся незамеченными и будут приняты к сердцу.
Эти слова старухи описывают не только их собственное горе и страдания, но и нрав общества, в котором они вынуждены существовать. Они осиротели, лишившись опоры в лице отца и брата, и теперь вынуждены бороться за выживание в жестоком и беспощадном мире степи. В их жизни нет места ни для роскоши, ни для удовольствий - они вынуждены каждый день сталкиваться с бедностью, голодом и несправедливостью.
Появление богатых и влиятельных гостей в их доме кажется нечто невероятным и чудесным для обитателей заброшенной зимовки. Они принимают гостей с радостью и готовностью обслужить их, несмотря на свою собственную нищету. Старуха, несмотря на свой возраст и бедность, ведет беседу с гостями с достоинством и умом, описывая свои страдания и надежды на лучшее будущее. Ее слова наполнены горечью и гневом, но и надеждой на лучшее.
Рассказывая о своей судьбе и страданиях, старуха призывает гостей относиться с уважением к тем, кто оказался в беде, и не забывать о тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Она говорит о недостатках общества, о его нравственном упадке и корысти, которая разрушает традиционные ценности и моральные принципы. Ее слова напоминают о важности сострадания и поддержки для тех, кто находится в беде, и о необходимости бороться за справедливость и достоинство каждого человека.
Рассказ старухи о ее девере Смагуле и его сыне Дюсене (или "Болтуне") проливает свет на многие аспекты нравов и жизни в степной общине. Эти истории отражают сложные отношения внутри общества, где соседи и родственники могут оказаться как поддержкой, так и источником беспокойства.
Смагул, по словам старухи, был добрым и щедрым человеком, который делился с последними, кто нуждался в помощи. Он был верным другом и защитником для ее сына, но после его смерти его сын вместо благодарности украл их единственную яловую овцу. Этот поступок стал символом несправедливости и безразличия к страданиям других.
Далее рассказывается о сыне Смагула, Дюсене, известном как "Болтун", который представлен как негодяй и лгун. Его жизненные принципы сводятся к скряге и эгоизму, и его общение с людьми сводится к распространению сплетен и живому слову. Его жадность и бесчестие достигают своего апогея в истории о грабеже и последующем милосердии со стороны ее сына.
Важно отметить, что рассказ старухи не только описывает индивидуальные судьбы ее близких, но и поднимает общие социальные вопросы, такие как моральные ценности, честность, справедливость и ответственность перед обществом. Эти истории отражают сложные отношения внутри общины и вызывают вопросы о том, каким должно быть истинное человеческое достоинство и какими ценностями мы должны руководствоваться в своей жизни.
Рассказ старухи о неоплаченном долге, который оказался у ее сына, вызывает сочувствие и горечь. Этот долг, не записанный на бумаге, становится тяжелым бременем для ее семьи, особенно в условиях потери сына. Старуха описывает, как она предприняла все усилия, чтобы рассчитаться со всеми долгами своего сына, чтобы они не легли на его душу. Она отдала все до копейки, даже половину его имущества, на погребение и уплату долгов. Но неожиданный долг, принадлежащий богатому и жадному Мардену из рода тобыкты, становится проблемой, с которой ей приходится бороться.
Она рассказывает, как сын пообещал Мардену что-то, и она верит в его слово, но теперь Марден требует своего и готов использовать любые способы, чтобы получить свою долю. Дюсен-Болтун, являющийся соседом старухи, оказывается главным источником проблемы, поскольку он обмозговал и обстряпал ситуацию в пользу Мардена, пытаясь защитить свои собственные интересы.
Старуха сожалеет, что Болтун повернул всех против них, и понимает, что Марден и его родичи будут использовать все возможные способы, чтобы получить свою долю. Она выражает свое беспокойство и тревогу по поводу того, как они смогут справиться с этой трудной ситуацией, особенно учитывая их сложное положение после потери сына и главного кормильца. Ахан и Калтай, слушая рассказ, также проявляют заботу и беспокойство по поводу будущего старухи и ее семьи. Или делают вид?
Слова старухи полны горя и отчаяния, когда она описывает коварство и жадность Мардена и Болтуна. Ее сердце разрывается от боли и непонимания, как такие люди могут быть такими жестокими и лишеными совести. Она выражает свою ненависть к ним за их жадность и безжалостность, особенно в отношении ее семьи, в частности Газизы.
Старуха описывает, как Болтун и его жена пытаются использовать Газизу в своих корыстных целях, заставляя ее выйти замуж за Мардена ради его богатства. Она чувствует гнев и отчаяние от того, что ее маленькая внучка становится жертвой их коварства, не осознавая всей опасности и коварства ситуации. Старуха также выражает свое беспокойство за будущее своей семьи и своего дома, опасаясь, что Марден и Болтун готовы пойти на все, чтобы удовлетворить свои алчные желания, даже если это означает погубить ее семью и забрать все их имущество.
Все это вызывает уважение и что-то вроде сочувствия со стороны Мирзы Ахана и Калтая, которые внимательно слушают старуху. Хотя им может быть неловко выражать свои чувства открыто, они все же проникаются состраданием к ее страданиям и борьбе. Они видят, что старуха нуждается в поддержке и понимании, и стараются не обескуражить ее дальнейшими разговорами или действиями.
Событие в доме старухи и Газизы передает напряженную обстановку, полную подтекстов и скрытых намерений со стороны гостей. Старуха, несмотря на свой спокойный вид, ощущает нечто зловещее в поведении гостей, особенно старшего из них. Она чувствует, что что-то нехорошее собирается произойти, но не видит этого так ясно, как Газиза.
Газиза, в свою очередь, чувствует напряжение и опасность, хотя ей еще не совсем понятно, что именно происходит. Ее беспокойство усиливается намеками гостей и их недвусмысленным взглядом. Ей страшно и неловко, она чувствует, что оказалась в центре какого-то заговора или угрозы.
Данное событие также показывает, как старуха и Газиза стараются вести себя в соответствии с социальными ожиданиями, даже если им это неудобно или страшно. Старуха отправляет Газизу за сеном, чтобы показать уважение к гостям, даже если это вызывает страх у девочки. Газиза, в свою очередь, исполняет просьбу бабушки, несмотря на свое беспокойство и опасения. Обмен недовольными шепотами между гостями также добавляет напряжения и подчеркивает недружественное отношение к Газизе и ее семье. Это создает атмосферу неопределенности и опасности, наполняя ее загадочными событиями и скрытыми намерениями персонажей.
Завершение истории подчеркивает трагичность событий и глубокое страдание Газизы. Она оказывается в ситуации безвыходной отчаянности и боли, сталкиваясь с насилием и предательством. Калтай и Ахан проявляют свою жестокость и безразличие к страданиям девочки, воспользовавшись ее беззащитным положением.
Действия Калтая, его издевательства и безжалостность, подчеркивают его отвратительный характер и бесчеловечность. Он злорадствует над страдающей Газизой, утверждая свою власть над ней. Ахан и Калтай продолжая свои жестокие деяния, становится соучастником в этом акте насилия.
Последние мысли Газизы отражают ее отчаяние и утрату веры в себя и в мир. Она чувствует, что больше не имеет права на свое собственное имя, так как ее личность и человечность были разрушены этими жестокими событиями. Ее страх перед отвержением и осуждением со стороны близких людей приводит ее к решению остаться скрытой и одинокой, уткнувшись в себя и свое страдание.
Эта сцена глубоко трогательна и вызывает сильное эмоциональное отклик у читателя, ибо она раскрывает трагическую участь девочки, которая оказалась жертвой жестокости и предательства, лишенной возможности вернуться к нормальной жизни и принять утешение от близких.
Эта завершающая сцена пронизана горечью и трагизмом. Газиза, идя сквозь бурю, пытается убежать от своей боли и страдания, ища покой и защиту у своих предков, погребенных на могиле. Ветер и холод преследуют ее, но она не отступает, ибо ее решение уже принято.
Символизм могилок и предков отражает ее стремление к утешению и защите. Она надеется, что они примут ее и оберегут от дальнейшей боли и страдания. Ее решение идти к ним также отражает ее гордость и самостоятельность, ибо она не желает, чтобы кто-то видел ее слабость и уязвимость.
Реакция женщин и Ахана на исчезновение Газизы подчеркивает их отчаяние и беспокойство. Они беспрестанно ищут ее, молясь и звав, но безуспешно. Этот финал, где Газиза находится между могилами, олицетворяет ее конец и безысходность ее ситуации. Она больше не испытывает страданий, но и не находит покоя или спасения.
Завершающая часть рассказа оставляет читателя смущенным и с печальным чувством неопределенности. Судьба Газизы становится символом трагедии многих жертв насилия и жестокости, которые остаются без защиты и справедливости в мире, где буря несет лишь холод и пустоту.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.