Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
ЭССЕ
Тропою Дулата Исабекова...

12.12.2017 5937

Тропою Дулата Исабекова

Тропою Дулата Исабекова - adebiportal.kz

Дулат Исабеков — писатель, драматург, обладатель Государственной премии РК (1992). Родился 20 декабря 1942 года в ауле Ленин жолы в Южно-Казахстанской области.

Исабеков известен многочисленными повестями, рассказами, пьесами, по некоторым из которых сняты художественные фильмы. Он в равной степени пишет и о современности, и о прошлом, о жизни и аула, и города.

Однако, в рассказах писатель чаще обращается к жизни в ауле. В них много забавных моментов, живых ситуаций и полного переполоха. И главной линией всегда выступает человеческие честь и достоинство. Та же линия прослеживается и в его повестях, когда Исабеков поднимает тему о времени, где уничижение человеческого достоинства было нормой жизни, при этом доброе, активное начало в человеке разрушалось.

В повестях ощущается высокое психологическое и нравственное напряжение, читатель как бы окунается в душный мир быта и домашнего уклада. В них горюют искупающие псевдо-вину отцов дети-заложники, страдают изгнанные из родительского дома девушки, и за этим всем стоит твердая жестокость, пронизывающая красной нитью крылатые повести Дулата Исабекова.

Искусно обрисовывает писатель мир искаженных понятий, где реальная человеческая жизнь не имеет никакой цены, где главенствуют правила и условности.

Сущность жестокости Д. Исабеков ищет в других дальних уголках азиатского средневековья. Он зрит доброту сердца простого люда и с горечью говорит о рутинной ежедневной жизни, когда «простые человеческие чувства отчего-то уродливо и болезненно уступали место иным, жестоким, придуманным кем-то когда-то и вовсе не нужным человеку для его покоя и счастья, для счастья его близких».

Могучей и в то же время трепетной рукой ведет читателя Исабеков от бытовых сцен к высокоморальным понятиям, что ярко отображается в талантливой повести писателя под названием «Молчун».

Молчуном называли главного героя одноименного произведения по имени Тунгыш. Не трудно догадаться, что прозвище это он получил за свой спокойный, молчаливый и выдержанный нрав. Однако нрав этот приобретенный, он — жертва межродовых распрей и жестокости, изгой общества, существо без человеческого достоинства, не способный на здравые размышления и осознанную жизнь.

После безосновательного обвинения Комши, отца Тунгыша, в смерти одного из сыновей бая Доскея, ни в чем не повинного мальчика забирают в аул того самого бая как залог того, что отец выплатит положенное за смерть его сына. Обращались с мальчиком крайне сурово, крайняя безжалостность исходила от еще одного сына Доскея Укитая. После трагичной смерти Комши, которого завалило в колодце, Укитай стал издеваться над ребенком и устраивать побои пуще прежнего. То ли стенки колодца он плохо обил, то ли в спешке делал свою работу зарабатывая на пропитание рытьем колодцев, но отец Комша так печально встретил свою смерть в сыром и холодном колодце. Остался без луча надежды маленький Тунгыш.

Еще одним поворотным моментом в жизни мальчика Тунгыша и яркой картиной рассказа стала его встреча со своей мамой, которая с ребенком на руках пришла в аул Доскея, чтобы увидеть свою кровиночку несмотря на сильный снегопад и суровую бурю лишь только узнав о том, что аул Доскея откочевывает на дальнее пастбище.

Не выдержав лютого холода мать с ребенком умирает, ее хоронят тихо, никто не оплакивает женщину, даже сам Тунгыш, который и не подозревает о том, что это похороны его родной матери.

Много пришлось пережить Тунгышу; из веселого наивного мальчика он превратился в забитого, всего боящегося загнанного зверька. Много издевательств, побоев и унижений пришлось испытать на себе от Укитая; из него сделали батрака, завалили черной и грязной работой.

Сбежав из аула благодаря другу Укитая Омекея, обвинившего Комшу в убийстве сына Доскея, Тунгыш становится просящим милостыню нищим. Этому «искусству» обучает его встретившаяся ему на пути нищенка, которая благоволит и помогает ему во всем. Но даже у нее есть семья, муж, ожидающий ее дома... Так грустно, больно и одиноко нашему герою.

Наверное, единственным, что согревало душу Тунгыша, было воспоминание о светлом и лучистом, таком родном лице матери. И, наверняка, это было единственной радостью в его жизни, в которой у него не было ни одного родного человека.

Позже, волею судьбы он становится могильщиком, стойко роя мусульманские могилы. На плечи доверчивого, безвинного Тунгыша обрушивается шквал всей тяжести и несправедливости жизни, и у него даже не было детства как такового. Слишком уж рано он повзрослел, и еще маленьким мальчиком казался старичком с тусклыми и умудренными опытом глазами.

Будучи уже в более старшем возрасте он уже был похож на грузного старца с впалым лицом, сгорбившейся фигурой и выцветшими глазами.

И в один из дней, когда Тунгыш внезапно заболел и лежал в своей лачуге, он слышит знакомый голос, окликающий его. Это Укитай из далекого мрачного прошлого посылает за ним своего верного друга Омекея, чувствуя свою вину перед ним и желая искупить ее хоть каким-то образом. Однако, Тунгышу не суждено было увидеть Укитая и зажить нормальной человеческой жизнью. Вдохнув аромат родной степи, увидев до боли знакомые места, Тунгыш умирает, свалившись с лошади замертво.

Так, родившись на свет в окружении лишь двух незнакомых старух главный персонаж и умирает одиноко, лишь в присутствии Омекея, обвинителя отца Комши в смерти сына Доскея.

«Да успокоится твоя душа, бедняга… Скажи джигитам, пусть похоронят на Кабантау рядом с матерью и братом!», виновато и властно повелевает в конце Укитай.

Такова ирония жизни, облаченная в интеллигентную обложку повести-шедевра.

Многообразна современная казахская проза и в жанровом отношении, и в индивидуальных отображениях. И достаточно трудно не подражать великим писателям, найти свой авторский почерк в потоке разнообразия акул пера.

Но Дулату Исабекову удалось найти свой путь без особого труда, что чувствуется при чтении ряда повестей автора. Они основаны на национальном укладе, нравственных суждениях и убеждениях народа.

Исабеков — один из самых талантливых и крупных писателей современности, и множество написанных им произведений тому подтверждение.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.