Толстой Лев
Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира, мыслитель, просветитель, публицист, член-корреспондент Императорской Академии наук. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство.
Толстой родился в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии, 9 сентября (28 августа по ст. ст.) 1828 г. Будучи четвертым ребенком в семье графа Н.И. Толстого и княгини М.Н. Волконской, Лев рано остался сиротой и воспитывался дальней родственницей Т А. Ергольской. Детские годы остались в памяти Льва Николаевича как счастливая пора. Вместе с семьей 13-летний Толстой переехал в Казань, где жила его родственница и новая опекунша П.И. Юшкова. После получения домашнего образования Толстой становится студентом философского факультета (отделения восточных языков) Казанского университета. Учеба в стенах этого учреждения продолжалась менее чем два года, после чего Толстой вернулся в Ясную Поляну.
Осенью 1847 г. состоялся переезд Льва Толстого сначала в Москву, позднее в Петербург - для сдачи университетских кандидатских экзаменов. Эти годы его жизни были особенными, приоритеты и увлечения сменяли друг друга как в калейдоскопе. Напряженная учеба уступала место кутежам, азартным играм в карты, страстному интересу к музыке. Толстой то хотел стать чиновником, то видел себя в конногвардейском полку юнкером. В это время он наделал массу долгов, рассчитаться с которыми удалось лишь через многие годы. Тем не менее этот период помог Толстому лучше понять себя, увидеть свои недостатки. В эту пору у него впервые возникло серьезное намерение заниматься литературой, он начал пробовать себя в художественном творчестве.
Спустя четыре года после ухода из университета Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая, офицера, уехать на Кавказ. Решение пришло не сразу, но посодействовал его принятию крупный проигрыш в карты. Осенью 1851 г. Толстой оказался на Кавказе, где на протяжении почти трех лет проживал на берегу Терека в казачьей станице. Впоследствии он был принят на военную службу, участвовал в военных действиях. В этот период появилось первое опубликованное произведение: журнал «Современник» в 1852 г. напечатал повесть «Детство». Она являлась частью задуманного автобиографического романа, для которого впоследствии были написаны повести «Отрочество» (1852-1854) и сочиненная в 1855-1857 гг. «Юность»; часть «Молодость» Толстой так и не написал.
Получив в 1854 г. назначение в Бухарест, в Дунайскую армию, Толстой по личной просьбе был переведен в Крымскую армию, сражался в качестве командира батареи в осажденном Севастополе, получив за доблесть медали и орден св. Анны. Война не помешала продолжить занятия на литературном поприще: именно здесь были написаны и на протяжении 1855-1856 гг. публиковались в «Современнике» «Севастопольские рассказы», имевшие огромный успех и закрепившие за Толстым репутацию видного представителя нового поколения писателей.
Как великую надежду русской литературы, по выражению Некрасова, его встретили в кружке «Современника», когда он приехал в Петербург осенью 1855 г. Несмотря на радушный прием, активное участие в чтениях, дискуссиях, обедах, Толстой не чувствовал себя в литературной среде своим. Осенью 1856 г. он вышел в отставку и после недолгого проживания в Ясной Поляне в 1857 г. уехал за границу, но уже осенью этого года возвратился в Москву, а потом к себе в имение. Разочарование в литературном сообществе, светской жизни, неудовлетворенность творческими достижениями привели к тому, что в конце 50-ых гг. Толстой принимает решение оставить писательский труд и отдает приоритет деятельности на поприще просвещения.
Возвратившись в Ясную Поляну в 1859 г., он открывает школу для детей крестьян. Это занятие вызвало у него такой энтузиазм, что он даже специально ездил за границу с целью изучения передовых педагогических систем. В 1862 г. граф начал издавать журнал «Ясная Поляна» педагогического содержания с приложениями в виде детских книг для чтения. Просветительская деятельность была приостановлена в связи с важным событием в его биографии - женитьбой в 1862 г. на С.А. Берс. После венчания Лев Николаевич перевез молодую супругу из Москвы в Ясную Поляну, где его полностью поглощают семейная жизнь и домашние заботы. Только в начале 70-х гг. он ненадолго вернется к просветительской работе, напишет «Азбуку» и «Азбуку новую».
Осенью 1863 г. у него возник замысел романа, который в 1865 г. будет напечатан в «Русском вестнике» как «Война и мир» (первая часть). Произведение вызвало огромный резонанс, от общественности не ускользнуло мастерство, с которым Толстой нарисовал масштабное эпическое полотно, сочетая его с поразительной точности психологическим анализом, вписал частную жизнь героев в канву исторических событий. Роман-эпопею Лев Николаевич писал до 1869 г., а на протяжении 1873-1877 гг. трудился над еще одним романом, вошедшим в золотой фонд мировой литературы, - «Анна Каренина».
Оба этих сочинения прославили Толстого как величайшего художника слова, но сам автор в 80-ых гг. теряет интерес к литературной работе. В его душе, в мировоззрении происходит серьезнейший перелом, и в этот период ему не раз приходит мысль о самоубийстве. Терзавшие его сомнения и вопросы привели к потребности начать с изучения богословия, и из-под его пера начинают выходить сочинения философско-религиозного характера: в 1879-1880 - «Исповедь», «Исследование догматического богословия»; в 1880-1881 гг. - «Соединение и перевод Евангелий», в 1882-1884 гг. - «В чем моя вера?». Параллельно богословию Толстой изучал философию, анализировал достижения точных наук.
Внешне перелом в его сознании проявлялся в опрощении, т.е. в отказе от возможностей обеспеченной жизни. Граф переодевается в простонародную одежду, отказывается от пищи животного происхождения, от прав на свои произведения и от состояния в пользу остальных членов семьи, много работает физически. Его мировосприятие характеризуется резким неприятием общественной элиты, идеи государственности, крепостного права и бюрократии. Они сочетаются со знаменитым лозунгом непротивления злу насилием, идеями всепрощения и вселенской любви.
Перелом нашел отражение и в литературном творчестве Толстого, которое приобретает характер обличения существующего положения вещей с призывом к людям действовать по велению разума и совести. К этому времени относятся его повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», трактат «Что такое искусство?». Красноречивым свидетельством критического отношения к духовенству, официальной церкви и ее учению стал опубликованный в 1899 г. роман «Воскресение». Полное расхождение с позицией православной Церкви обернулся для Толстого официальным отлучением от нее; это произошло в феврале 1901 г., и решение Синода привело к громкому общественному резонансу.
На рубеже XIX и XX вв. в художественных произведениях Толстого превалирует тематика кардинальных жизненных перемен, ухода от прежнего образа жизни («Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», «После бала» и др.). Сам Лев Николаевич также пришел к решению поменять жизненный уклад, жить так, как он хотел, сообразно теперешним взглядам. Будучи авторитетнейшим писателем, главой национальной литературы, он порывает с окружением, идет на ухудшение отношений с семьей, близкими, переживая глубокую личную драму.
В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя. За его здоровьем следила вся страна, а когда он 10 ноября (28 октября по ст. ст.) 1910 г. скончался, его похороны превратились в событие общероссийского масштаба.
Влияние Толстого, его идейной платформы и художественной манеры на развитие реалистического направления в мировой литературе сложно переоценить. В частности, его воздействие прослеживается в произведениях Э. Хемингуэя, Ф. Мориака, Роллана, Б. Шоу,Т. Манна, Дж. Голсуорси и других выдающихся деятелей литературы.
Самое читаемое
Антон Чехов. Человек в футляре
«Сила женской любви: анализ и впечатления от рассказа Мухтара Магауина «Әйел махаббаты»
Творчество, объединяющее народы: В честь Герольда Бельгера
Антон Чехов. Человек в футляре