Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Аюханов Болат

Аюханов Болат

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Аюханов Булат Газизович родился 13 сентября 1938 года в Семипалатинске. Отец – Куватов Газиз был видным комсомольским и партийным деятелем. Мать Аюханова Рахиль – ветеран партии.

Любимая роль в балетах «Гамлет» А. Исаковой, «Болеро» М. Равеля, «Чингизхан» М. Иржановой, «Гак-ку» А. Исаковой.

 Народный артист Республики Казахстан, лауреат Госпремии КазССР, лауреат независимого Клуба меценатов Казахстана («Платиновый Тарлан»), профессор искусствоведения, академик «Международной Академии информатизации».

Б. Аюханов – основатель Государственного Ансамбля классического танца Казахской ССР «Молодой Балет Алма - Аты»( 1 августа1967г.).

С января 2003 года «Государственный Академический Театр Танца Республики Казахстан».

Б. Аюханов окончил Алма-Атинское хореографическое училище в 1955 году, затем он совершенствуется в классах Академического Ленинградского хореографического училища. В 1957-1959 гг. он работает в Академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. С 1959 по 1964 год Б. Аюханов обучается на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского на курсе профессора, народного артиста СССР Р.В. Захарова.

В 1964 году Б. Аюханов возглавляет Алма-Атинское хореографическое училище, одновременно готовя класс солистов для будущего ансамбля «Молодой балет Алма-Аты». В этом же году совместно с ведущей балериной театра оперы и балета И. Манской выступает в организованном ими «Театре двух актёров», в котором родились хореографические сцены, миниатюры на музыку русских, советских и западных композиторов. Этот «Театр двух актёров» выработал творческие принципы камерного балетного театра, основы которого легли в рождённый ансамбль «Молодой балет Алма-Аты». Большая часть программ «Театра двух актёров» вошла в репертуар молодого коллектива.

Ансамбль создал концертные программы, одноактные и двухактные балеты, став театром камерного балета. В труппе 35 солистов, как такового кордебалета нет, отсутствует система «звёзд». Каждый солист имеет собственный концертный репертуар, исходя из творческой индивидуальности артистов возникли все балеты. Разнообразие репертуара вызвано и требованиями к гастролирующим коллективам – создавать новые хореографические произведения, отражающие творческие направления ансамбля.

К работе над новыми постановками приглашались балетмейстеры из Москвы, Ленинграда, Таллина. Содружество с народной артисткой СССР Н.М. Дудинской, народным артистом РСФСР Н.А. Долгушиным, заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР Май Мурдмаа творчески обогатило коллектив, расширило исполнительские возможности артистов. Исполнение артистами всевозможных классических па-де-де укрепляет академическую основу ансамбля классического танца.

В 1971 году ансамбль был удостоен звания «Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана». Среди творческих коллективов Казахской ССР ансамбль «Молодой балет Алма-Аты» занимает одно из ведущих мест.

За всё время существование ансамбля зрители всех союзных республик ознакомились с его творчеством, возможностями каждого исполнителя. Артисты балета выступали в ГДР, НБР, ВНР, ПНР, Западном Берлине, Швеции, Финляндии, Индии, Франции, Ираке, Италии, Иордании, Сирии, Турции, Англии. Популярность ансамбля определяется его обращением к неожиданным сюжетам, смелыми хореографическими и режиссёрскими решениями как концертных программ, так и балетов.

В республиканском издательств «Өнер» (Искусство) в 1988 году вышла книга Б. Аюханова «Мой балет», в которой отражена история создания ансамбля, этапы его развития, творческий поиск его создателя, хореографические откровенности в свете современного балета.

Б. Аюханов автор книг «Биография чувств», «Витражи балета».

Выступления ансамбля отражены в многочисленной прессе: «На крыльях танца»(«Советская культура»), «Им аплодировали, их вызывали на «бис» («Московская правда»), «Заслуженный успех» («Советская Армения»), «Выверенный до миллиметра балет!» («Нувель Республик» г. Пуатье,22.10.75), «Народные танцы, исполненные с чисто восточной грацией, незамедлительно заставляли нас мечтать о «тысяче и одной ночи» («Ла нувель Республик дю Сатр-Уест», г. Норон, 20.10.75), «Концерт-спектакль большого класса… Это была блестящая демонстрация народной хореографии, а также и классической. Состязаясь в быстроте и грации, горячности, молодости и точности исполнения, танцоры и танцовщицы, все в роскошных костюмах, пленили нас своими танцами», - отметил Ральф Парро в газете «Эстрада» (г. Лорнен, 23.10.75). На фестивале искусств в Джераше (Иордания) газета «Аль-дустур» писала: «На спектакле казахского классического танца было достигнуто советско-американское соглашение!». «Молодой балет Алма-Аты» участвовал в совместном концерте-спектакле с группой «Дети как миротворцы» (США).

Воплощая жемчужины казахского эпоса в балетах «Кыз-Жибек» на музыку Е. Брусиловского, «Батыры» на музыку А. Исаковой, «Трагедия любви» на музыку П. Чайковского, ансамбль взял твёрдый курс на создание в Алма-Ате стационарного театра «Камерный балет Алма-Аты». Действительно, в репертуарной афише коллектива 30 названий балетов и несколько развёрнутых тематических концертных программ, которые необходимо показывать на современной сценической площадке, дающей возможность представить все программы театра в полном художественном, звуковом, сценическом и световом оформлениях.

Развивая традиции русского, советского балета, Б. Аюханов как художественный руководитель, балетмейстер и педагог создал высокопрофессиональный коллектив, интересный своим творческим многообразием существующих и планируемых постановок. Достаточно отметить, что каждая созданная постановка прочно входит в репертуар, на котором растут как старшее, так и младшее поколения артистов балета.

Репертуар коллектива отвечает самым высоким требованиям современного зрителя. В освоении лучших традиций отечественного балета В. Аюханов видит дальнейший рост исполнительского мастерства балетной труппы.

Большую творческую помощь художественному руководителю оказывают мастера балета, педагоги-репетиторы: Р. Унгарова, Г. Михалёва, Р. Курпешева, С. Тихонов, Р. Мусин.


Источник: http://www.aukhanov.kz/