Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Авторы
Ш
Шпиттелер Карл Фридрих Георг

Шпиттелер Карл Фридрих Георг

Шпиттелер Карл Фридрих Георг
Рейтинг:
Биография

Карл Фридрих Георг Шпиттелер, швейцарский поэт, романист и эссеист, родился в Листале, неподалеку от Базеля. Когда его отец, правительственный чиновник, был в 1849 г. назначен казначеем Швейцарской Конфедерации, семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тети в Базеле и посгупил в местную гимназию. Позже он вернулся в Листаль, откуда совершал ежедневные поездки в Базельскую гимназию, в которой по ряду предметов получил подготовку на университетском уровне.

С ранних лет проявив способности к музыке и рисованию, Ш. поначалу намеревался стать художником, однако в гимназии попал под влияние филолога Вильгельма Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта, которые зародили в нем интерес к эпической поэзии, особенно к произведениям Лудовико Ариосто, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вскоре Ш. начинает писать собственные стихи.

В 1863 г. уступив желанию отца, Ш. поступает в Цюрихский университет, на факультет права С 1865 по 1870 г. он изучает теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле, намереваясь быть священником, но затем отклоняет предложение стать пастором в Арозе, в кантоне Граубюнден, чтобы иметь возможность заняться литературой. В 1871 г. Ш. становится домашним учителем в семье русского генерала и восемь лет живет в Петербурге, изредка выезжая в Финляндию. За то время он заканчивает свою первую значительную эпическую поэму «Прометей и Эпиметей» ("Prometheus und Epimetheus", 1881), которую он задумал еще будучи студентом в Гейдельберге Написанная ритмизованной прозой, поэма представляет собой современную аллегорию с метафорическими параллелями к конфликтам и противоречиям современной эпохи.

Вернувшись в 1879 г. в Швейцарию, Ш. издает эту поэму на собственные средства под псевдонимом Карл Феликс Тандем Однако выход «Прометея» остается незамеченным, и Ш. приходит к выводу, что не сможет обеспечивать себя литературным трудом В 1881 г. он становится учителем в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женится на своей ученице, Мари дер Хофф. В это же время Ш. работает журналистом в газетах Базеля (1885...1886) и Цюриха (1890 1892) и продолжает писать, из-под его пера выходят: «О сверхъестественном» ("Extramundana", 1883) поэма, написанная белым стихом, «Бабочки» ("Schmetterhnge", 1889) сборник лирических стихотворений, прозаические произведения «Маленький Фред из клана Колдери» ("Fnedli der Kolderi", 1891) и «Густав» ("Gustav", 1892), а также сборник сатирических стихотворений «Литературные притчи» ("Litteransche Gleichnisse", 1892).

В 1892 г. жена Ш. получает от родителей наследство, и он целиком посвящает себя литературе В Люцерне, куда писатель переезжает с семьей, были написаны: «Баллады» ("Balladen", 1896), «Ущелье Сен-Готард» ("Der Gotthard", 1897), повесть «Лейтенант Конрад» ("Conrad der Leutnant", 1898) и сборник критических эссе «Забавные истины» ("Lachende Wahrheiten", 1898).

Идеалист и классицист, Ш. не мог в то время рассчитывать на широкую популярность. Тем не менее он был замечен и оценен такими писателями и критиками, как Йозеф Виктор Видманн, литературный редактор «Бернер бунд» ("Berner Bund"), а также немецким философом Фридрихом Ницше, который в 1887 г. рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»). По иронии судьбы, когда спустя десять лет Ш. вновь, уже под своим именем, опубликовал «Прометея и Эпиметея», его обвинили в том, что он позаимствовал тему своей поэмы у Ницше, из «Так говорил Заратустра». Поскольку поэма вышла в свет раньше книги Ницше, Ш. вынужден был защищаться от обвинений в плагиате, что и нашло отражение в брошюре «Мои отношения с Ницше» ("Meine Beziehungen zu Nietzsche", 1908).

Широкая известность пришла к Ш. после выхода в свет эпической поэмы «Олимпийская весна» ("Olympischer Fruhlmg"), ставшей вершиной творчества поэта, которая печаталась частями с 1900 по 1905 г, а полностью вышла в 1910 г. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром, эта поэма состояла из пяти книг и растянулась на 600 страниц. «Олимпийская весна» была признана шедевром немецкоязычной литературы после того, как в 1904 г. знаменитый дирижер Феликс Вейнгартнер опубликовал о ней хвалебную статью.

Ш продолжает жить в уединении, избегает высказываний по политическим и религиозным вопросам. Тем не менее в 1914 г. он выступает в поддержку нейтралитета Швейцарии, решительно отвергая идею о том, что немецкоязычную Швейцарию следует рассматривать как «расового союзника» Германии. В результате писатель лишился поддержки тех, кто способствовал росту его популярности, зато удостоился награды французов, вручивших ему в 1916 г. медаль Общества франкоязычных писателей.

В 1920 г. в возрасте 75 лет Ш. получает Нобелевскую премию по литературе 1919 г. «за несравненный эпос "Олимпийская весна"». Член Шведской академии Харальд Йерне назвал мифологию Ш. «уникальной формой выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной необходимостью предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования». Премия была вручена послу Швейцарии в Швеции, поскольку сам Ш. был болен и на церемонии награждения присутствовать не мог. Он умер четыре года спустя, в декабре 1924 г., в Люцерне.

Свидетельством высокой творческой репутации писателя стал некролог, написанный Роменом Ролланом, в котором Ш. назван «нашим Гомером, величайшим немецкоязычным поэтом со времен Гете, единственным мастером эпического жанра после смерти Мильтона, фигурой, стоящей в современном искусстве особняком» В последнее время, однако, произведения Ш. вновь начинают забываться. 

 Источник: noblit.ru