Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Авторы
В
Всеволод Гаршин

Всеволод Гаршин

Всеволод Гаршин
Рейтинг:
Биография

Всеволод Михайлович Гаршин (2 (14) февраля 1855 г., Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 24 марта 1888 г., Санкт-Петербург, Российская империя)   — известный русский писатель и поэт, филолог, литератор, художественный критик. Ветеран русско-турецкой войны, боевой офицер. Русский классик, автор повестей, рассказов, новелл и очерков, произведений для детей. Отец, Михаил Егорович Гаршин, из старинного дворянского рода обрусевших татар, выходцев из Золотой Орды при Иване III. Мать, Екатерина Степановна (урожд. Акимова) — типичная «шестидесятница», интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Его воспитателем был деятель революционного движения П. В. Завадский. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении писателя. Уже ребёнком Всеволод Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие.

 

Впоследствии страдал приступами нервного расстройства и добровольно ушел из жизни. Двое старших братьев писателя также покончили самоубийством. Младший брат Евгений М. Гаршин — педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Юный Гаршин с 1864 года учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии, которая позже была преобразована в 1-е реальное училище. Тогда же начал писать, подражая то Илиаде, то Запискам охотника Ивана Тургенева. После выпуска в 1874 г. поступил в Санкт-Петербургский горный институт. В 1876 начал печататься очерком Подлинная история Энского земского собрания, написанным в сатирическом духе. Сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи, представленной на художественных выставках.

 

В связи с начавшейся войной с Османской империей Вс. Гаршин добровольно поступил вольноопределяющимся в Болховский 138-й пехотный полк. Участвовал в болгарском походе, был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах». В бою при Аясларе был ранен, лечился в госпитале, затем отправлен домой. Получив годовой отпуск, уехал в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. В 1878 по окончании войны уволен в запас и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета.. Военные впечатления писателя легли в основу написанных Всеволодом Гаршиным в эти годы произведений, среди которых настоящим литературным дебютом стал рассказ «Четыре дня», сразу создавший ему известность. В нем и последующих произведениях автор протестовал против войны, истребления человека человеком. Был написан ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисовались уже на фоне мирной жизни. Из них «Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивали тему «падшей» женщины.

 

Рассказы Встреча и Художники ставили проблему выбора пути для интеллигенции: обогащение или полный лишений путь служения народу. Революционный террор конца 1870-х Вс. Гаршин не принимал, события, связанные с этим, воспринимал очень остро. Ему становилось все очевиднее несостоятельность народнических методов революционной борьбы. В рассказе Ночь было выражено трагическое мироощущение этого поколения. В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в психиатрическую лечебницу, где находился около двух лет. Только в мае 1882 года Всеволод Гаршин возвращается в Петербург, восстановив душевное равновесие. Публикует очерк Петербургские письма, содержащий глубокие размышления о Петербурге как духовной родине русской интеллигенции. Поступает на гражданскую службу и в 1883 женится на Н.Золотиловой, работавшей врачом. Писатель считал этот период самым счастливым в жизни, тогда же из под его пера вышел лучший свой рассказ Красный цветок. Но в 1887 наступает очередная тяжелая депрессия: он вынужден оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью... Все это привело к трагическому исходу. Вс. Гаршин покончил с собой после мучительной, бессонной ночи. Он вышел из своей квартиры и бросился с лестницы в пролёт. Его перевезли в больницу Красного Креста, где он вскоре впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. Творчество. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новеллы Гаршина несложны. Она построена всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина.

 

Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповеде. Количество действующих лиц очень ограничено. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина. Гаршинская манера глубоко реалистична. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё».

 

И это определяло все особенности его художественной манеры. «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы его рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются его герои, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь… В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина. Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество.


Источник: livelib.ru