Джон Максвелл Кутзее родился в 1940 году в семье африканеров - потомков голландских переселенцев. Закончив математический факультет Кейптаунского университета, он уехал работать в Англию. Потом переехал в США, где стал профессором литературы. И после 10 лет, прожитых в Америке, он вернулся в на родину и занял место профессора в Кейптаунском университете. Он жил в Кейптауне до прошлого года, то есть 20 лет.
Несмотря на многолетние отлучки, о чем бы он ни писал, он пишет о Южной Африке, иногда она предстает на страницах его романов узнаваемой, реальной, иногда затерянным в космосе мифическим миром. Кутзее никогда не был активным борцом с апартеидом, в отличие от Надин Гордимер, его взгляд на мир - это отстраненный взгляд творца. В своих автобиографических книгах Кутзее объясняет, что уже в детстве он не мог не замечать напряженной социальной ситуации окружавшего его мира, так родился его интерес к униженным и оскорбленным. Он говорит, что из-за столкновения интересов двух рас его родина оказалась на переднем плане - тут противоречия, конфликты, обиды, страдания выступают ярче. Методы защиты у империи были жестокими, ответные меры - сопротивление - были равносильны по жестокости.
На протяжении своей писательской карьеры Кутзее обращается к определенным темам: отношения угнетенных и угнетателей, разрушение или успешное сопротивление человеческой личности под действием физического или морального насилия, отношения между родителями и детьми и трагическая неспособность родителей защитить детей от горя, насилия и обид, хрупкость человеческого существования.
Самые сильные романы Кутзее - В ожидании варваров и Жизнь и время Микаэла К. - были написаны во времена апартеида и стали мощным протестом против насилия над человеком.
В 1994 году Кутзее опубликовал роман Мастер из Санкт-Петербурга, в котором погрузил героя, писателя Достоевского, в бездну горя, слез и мучительных переживаний. Он объединил сюжетную основу романа Бесы с фактами биографии Достоевского. У писателя погибает сын, он дознается, что его убила группа Нечаева. Сложная фабула произведения снова дала автору возможность обратиться к проблемам творчества. Мрачное событие становится для Достоевского материалом искусства. Описывая интенсивную работу мысли писателя, который ставит себя между фактами и вымыслом, Кутзее показывает, как писатель отдает душу дьяволу, чтобы превратить факты жизни в искусство. У писателя не остается нормальных чувств, все они превращаются в материал для романа. Творить - единственное утешение и удовлетворение Достоевского из романа Мастер из Санкт-Петербурга, который, сражаясь с темнотой, преобразует ее в свет, в искусство.
После освобождения Южной Африки от системы расовой дискриминации Кутзее опубликовал роман Бесчестие, где главной темой стала хрупкость человеческого существования. В стране идет смена правящего класса, что всегда сопровождается катаклизмами. В этом романе писатель коснулся и другой, важной и полемической темы. Он атаковал университеты. Традиционно они считаются оплотами знания, храмами мудрости и свободы. Кутзее продемонстрировал, что учреждения, организации не могут быть свободнее людей. Он показал мелочность и ханжество профессоров, которые, почуяв опасность, порождаемую поведением их коллеги, его изгоняют. Университетские профессора учат морали, а их поведение аморально. Они учат свободе, а сами изгоняют того, кто заявил о своем праве быть свободным. Писатель показывает их снобизм, уверенность в своей непогрешимости, разоблачает фарисейство профессоров.
Атаку на университеты и традиционное западное образование писатель продолжает в последнем романе, Элизабет Костелло, опубликованном в 2003 году. Свои полемические идеи Кутзее преподносит устами стареющей знаменитой писательницы Элизабет Костелло. Роман состоит из восьми лекций, прочитанных Элизабет в университетах разных стран. Автор показывает ее отношения с обществом, сестрой, сыном, коллегами и, в конце концов, с Богом.
Некоторые коллеги-соотечественники обвиняют писателя в том, что его романы политически некорректны, что он дает слишком мрачную картину южноафриканского общества. И верно, его точка зрения вполне ясна - было плохо и будет плохо. Но будет плохо по-другому. Его обвиняют в эксплуатации негативного впечатления о Южной Африке. Особенно много нареканий достается его роману Бесчестие, где Кутзее описывает опасности жизни на фермах, о волне убийств белых фермеров в стране.
noblit.ru