Шойинка Акинванде Воле Бабатунде
Нигерийский драматург, прозаик и поэт Акинванде Воле Бабатунде Шойинка родился в Абеокуте, в Западной Нигерии, в то время колонии Великобритании, в многодетной семье Самуэля Айоделе Шойинка, директора начальной (английской) школы св. Петра в Абеокуте, и Грейс Эниолы Шойинка, владелицы магазина, женщины политически активной и уважаемой. Детство Ш., второго из шести детей, прошло в благополучной обстановке. Его семья принадлежала к западноафриканскому племени йоруба, традиционно увлекавшемуся ритуальными танцами и театрализованными представлениями. Легенды и обычаи йоруба оказали большое влияние на Ш. в детстве, тогда же он познакомился с западной (в первую очередь английской) культурой и христианством.
По окончании начальной школы св. Петра Ш. поступает в абеокутскую среднюю школу, где удостаивается нескольких наград за сочинения. В 1946 г. он был принят в Правительственный колледж в Ибадане, в самую по тем временам элитарную среднюю школу Нигерии, где идеи нигерийского национализма сочетались с влиянием британского колониализма. Четырьмя годами позже, закончив колледж, Ш. переезжает в Лагос, работает клерком, пишет радиопьесы и рассказы, которые транслируются по нигерийскому радио. В 1952 г. он поступает в Университетский колледж в Ибадане (ныне Ибаданский университет), еще одно престижное высшее учебное заведение колонии, где изучает английскую литературу, историю, греческий язык, активно участвует в движении за независимость Нигерии.
В 1954 г. Ш. переезжает в Англию, изучает английскую литературу в университете Лидса и знакомится с несколькими молодыми одаренными английскими писателями. В Лидсе он занимается теорией драмы известного ученого Г. Уилсона Найта, который придавал особое значение театру как церемонии, как диалогу с прошлым. Под руководством Найта Ш. изучает европейский театр, пытается увязать театральную культуру Европы и Нигерии. Получив в 1957 г. степень бакалавра искусств с отличием, Ш. остается в Лидсе, работает над диссертацией, изучает творчество Юджина О'Нила. В это же время он пишет две первые и значительные пьесы, «Жители болот» («The Swamp Dwellers») и «Лев и жемчужина» («The Lion and the Jewel»), посвященные борьбе старого и нового в современной Африке.
Несколько членов труппы Лондонского «Ройял Корт тиэтр» прочли пьесу Ш. «Лев и жемчужина», которая им очень понравилась. Начинающий драматург бросает учебу, переезжает в 1958 г. в Лондон, устраивается чтецом пьес в «Ройял Корт тиэтр», где знакомится с основными течениями современной английской драмы; продолжает писать, осуществляет студенческие постановки «Жителей болот», а также своей новой пьесы «Выдумка» («The Invention»), направленной против расизма.
Награжденный премией Рокфеллеровского научно-исследовательского центра в области драматического искусства при Университетском колледже в Ибадане, Ш. возвращается в 1960 г. в Нигерию и основывает любительскую театральную группу «Маски-1960». Премьера лучшей пьесы Ш. тех лет «Пляска леса» («А Dance of the Forests») состоялась 1 октября 1960 г. в Лагосе, в День независимости Нигерии. «Пляска леса», а также сатирическая пьеса «Злоключения брата Иеронима» («The Trials of Brother Jero»), поставленная в Ибадане в том же году, принесли Ш. широкую известность. В следующем году драматург в основном пишет радиопьесы, а также пьесы для телевидения. В 1962 г. Ш. становится преподавателем английского языка университета в Ифе. В это время он ведет оживленную полемику с «негрофилами» - представителями литературного, мистического по своему характеру движения, выступившими за исключительность африканских традиций, против ассимиляции с европейской культурой. Ш. же считал, что нельзя воспевать только «черное» прошлое и огульно отвергать все завоевания цивилизации. По мнению драматурга, «негрофилы» не в состоянии решить насущных проблем Африки; он говорил: «Тигр не кричит о том, что он – тигр, он действует».
Выступает Ш. и против засилья правительственной цензуры. В декабре 1963 г. в знак протеста против распоряжения университетской администрации поддержать правительство Западной Нигерии Ш. подает в отставку. Два года спустя, после выборов в Западной Нигерии, неизвестный диктор, оказавшийся Ш., объявил по радио, что результаты выборов подтасованы, за что спустя некоторое время был арестован, обвинен в незаконной радиопередаче и заключен в тюрьму. Но через два месяца, при поддержке большой группы американских и английских писателей – Лилиан Хелманн, Роберта Лоуэлла, Лайонелла Триллинга и Пенелопы Джиллиет, – выразивших протест правительству Нигерии, был освобожден.
В 1965 г. Ш. становится старшим преподавателем Лагосского университета, и в этом же году выходит его первый роман «Интерпретаторы» («The Interpreters»). Главные герои романа, пять молодых интеллектуалов, которые возвращаются в Нигерию из Европы и США, пытаются вникнуть в суть тех процессов, которые протекают в находящемся на переломе обществе. Хотя действие романа происходит в Нигерии, в «Интерпретаторах», как пишет исследователь Элдред Джонс, поднимается «универсальная проблема», стоящая перед молодым поколением, которое не удовлетворено «тем, что за парадным фасадом от них прячут прогнившие конструкции».
В августе 1967 г., накануне гражданской войны в Нигерии, Ш. тайно встречается в Энугу с вождем племени ибо Чукуемекой Одумегву Оджукву, безуспешно пытаясь убедить его не выходить из состава Нигерии. Через 11 дней, когда Ш. возвращается в Лагос, его арестовывают по личному приказу главы нигерийского правительства, президента Якубу Говона, обвиняют в сговоре с повстанцами и на 27 месяцев, несмотря на протесты со стороны выдающихся писателей Запада, заключают в одиночную камеру размером четыре на восемь футов. Лишенный возможности встречаться с людьми, а также медицинской помощи, книг и письменных принадлежностей, Ш. опасается за свою психику, даже за жизнь, что, впрочем, не мешало ему тайно писать стихи и делать наброски для пьес и романа.
Выйдя на свободу в результате всеобщей амнистии в октябре 1969 г., последовавшей после победы правительственных войск над сепаратистами Биафры, Ш. становится директором Драматической школы при Ибаданском университете, где осуществляет постановку собственной пьесы «Жатва Конги» («Kongi's Harvest», 1964), музыкальной комедии, высмеивающей африканский деспотизм, которую он в 1970 г. переделал для кино, причем сыграл в этом фильме главную роль. Незадолго до выхода фильма на экраны страны Ш. уезжает в Европу, где выступает с лекциями, стажируется в Кембридже, в Черчилль-колледже и пишет три значительных пьесы: «Метаморфозы Иеронима» («Jero's Metamorphosis»), «Вакханки» («The Bacchae»), по мотивам трагедии Еврипида, и «Смерть и царский всадник» («Death and the King's Horseman»). Его тюремные воспоминания «Человек умер» («The Man Died») были опубликованы в Лондоне и в Нью-Йорке в 1972 г. В 1975 г. Ш. принял предложение стать редактором солидного африканского журнала «Новые веяния» («Transition») и переехал в столицу Ганы Аккру.
После государственного переворота и смещения президента Говона, в июле 1975 г., Ш. возвращается в Нигерию, через год вновь становится профессором английского языка университета в Ифе, осуществляет постановку «Смерти и царского всадника», а затем в 1977 г. – своей новой пьесы «Опера Воньоси» («Opera Wonyosi»), написанной по мотивам брехтовской «Трехгрошовой оперы». В этом произведении, а также нескольких одноактных пьесах, предназначенных для постановки в парках и других общественных местах, Ш. высмеивает обманчивое процветание Нигерии, вызванное нефтяным бумом. В пьесе Джона Блейра и Нормана Фентона «Бико под следствием» (1979), где выведен южноафриканский борец за права черного населения Стеве Бико, убитый полицией во время следствия, Ш., режиссер-постановщик и исполнитель главной роли, обличал не только расизм в Южной Африке, но и несправедливость и жестокость в Нигерии.
В этот период Ш. активно участвует в университетской жизни, в работе правительства (с особым интересом драматург занят обеспечением безопасности на автодорогах), содействует выработке политики национальной партии. Хотя Ш. считал себя социалистом, в партии он не вступал и постоянно спорил с «левыми» критиками, которые не могли простить ему проевропейских взглядов. В то же время Ш. выступает с резкой критикой (1979...1983) и часто выражает открытое несогласие с преемником Шагари, Мохаммаду Бухари, который захватил власть в конце 1983 г. В 1984 г. нигерийский Верховный суд запретил постановку пьесы «Человек умер».
Несмотря на разногласия с правительством, Ш. по-прежнему много делает для нигерийского театра. В 1979 г. в Чикаго идет в постановке драматурга «Смерть и царский всадник», а в 1981 г. на Западе выходит автобиография Ш. «Аке: Годы детства» («Ake: The Years of Childhood»). В 1986 г. Ш. первый из писателей Африки получает Нобелевскую премию по литературе «за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».
Представляя лауреата, Ларе Йюлленстен, член Шведской академии, отметил, что «в его пьесах широко и умело используются самые разнообразные сценические приемы, и прежде всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, ритм и музыка, декламация, прием театра в театре». «Театр Ш., – продолжал Йюлленстен, – коренится в африканской культуре и в африканском мире, однако это необыкновенно образованный драматург... Мифы, традиции и ритуалы для него – не маскарадные костюмы». Свою Нобелевскую лекцию Ш. посвятил Нельсону Манделе, южноафриканскому борцу против апартеида.
Наряду с драматическими произведениями и прозой Ш. опубликовал несколько поэтических сборников, из которых наиболее известны «Стихи из тюрьмы» («Poems From Prison», 1969) и дополненное и расширенное издание этого сборника под заглавием «Врата склепа» («А Shuttle in the Crypt», 1972). Стихи Ш. сочиняет на языке племени йоруба, а пьесы и проза пишутся им исключительно на английском языке, поскольку, как говорит сам Ш., «в Нигерии имеется несколько основных языков, а английский связывает их между собой».
Произведения Ш. высоко оцениваются в критической литературе Африки и стран Запада. По словам Пола Доли, «лучшие пьесы Ш. – это переход от жизни к смерти, от человеческого к божественному при посредстве танца... и музыки». С точки зрения нигерийского исследователя Ойина Огунбы, «самое очевидное в пьесах Ш. – это его гуманизм», его сострадание к «народу, который... погружен в неловкий танец перемен». По мнению американского биографа Ш. Генри Луиса Гэтса-младшего, «в его пьесах происходит сложнейшее эстетически выверенное совмещение европейской драматической традиции и столь же богатой драматической традиции племени йоруба...».
Ш. женат, у него сын и три дочери.
Самое читаемое
Антон Чехов. Человек в футляре
«Сила женской любви: анализ и впечатления от рассказа Мухтара Магауина «Әйел махаббаты»
Творчество, объединяющее народы: В честь Герольда Бельгера
Антон Чехов. Человек в футляре